Вариант 1. Определите грамматическую основу предложения:
Он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.(Пушкин). Он подошел, сказал. Он подошел, сказал и стал командовать. Он подошел и стал командовать.
2.Определите подлежащее в предложении: Больно щиплет нос и щёки лунный мороз (Гладков). мороз; нос и щеки. Определите подлежащее в предложении: Никто из ребят не стал его догонять (Тендряков). никто; никто из ребят.
4. Определите подлежащее в предложении: Мы с Костей молча переглянулись (Хелемский). мы с Костей; мы.
5. Определите подлежащее в предложении: Несколько недель бездействия проносятся мигом .
1) несколько;
2) несколько недель.
6. Определите сказуемое в предложении: Под мостом курлычет речка, днем неслышная совсем . курлычет; курлычет днем.
7. Определите предложение с составным сказуемым: Юные туристы летом побывали на Урале. Иногда пароход начинал гудеть (Солоухин).
8. Определите составное глагольное сказуемое:
1) Тут он принялся переписывать мою подорожную (Пушкин). Роса была холодная, обильная (Паустовский). На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья(Паустовский).
9. Определите предложение с составным именным сказуемым: Рудин начал рассказывать (Тургенев).
3) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей (Татьяничева).
10. Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым: Грановитая палата старинная постройка Кремля. Дома города точно груды грязного снега (Горький).
11. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Площадь комнаты двадцать четыре метра. Спина у акулы темно-синего цвета (Гончаров).
12. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска зуемым в предложении: Человек не орех, сразу не раскусишь (посло вица). перед сказуемым стоит отрицание не; не повторяется.
13. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска зуемым в предложении:
Гусь, известно, птица важная и рассуди тельная (Тургенев). между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово; тире никогда не ставится.
14. Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и ска зуемым в предложении:
Дома города точно груды грязного снега (Горький). между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный со юз точно; тире никогда не ставится.
15. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений:
Любимый детьми и подростками, он затевал для них всевозможные игры. Утром он обычно работал и эти часы был невидим. затевал игры; он работал и был невидим.
16. Какому предложению соответствует характеристика сказуе мого - сказуемое составное именное? Благодаря особенностям строения горный массив являлся скоплением чуть ли не половины всех известных дикорас тущих трав. Лес шумел то убаюкивающе и певуче, то порывисто и тре вожно.
17. Какому предложению соответствует характеристика подле жащего - подлежащее выражено словосочетанием? Художник изобразил всадницу на вороном коне. Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (Горький).
Вариант 2.
1. Выделите грамматическую основу предложения: Всю ночь не смолкает трель соловья в душистой сирени
1) трель не смолкает;
2) трель не смолкает всю ночь.
2. Определите подлежащее в предложении: Тщеславие в работе гадость и грязь (Герман).
1) тщеславие;
2)тщеславие в работе;
3) гадость и грязь.
3. Определите подлежащее в предложении: Несколько казаков обступили Савельича (Пушкин).
1) несколько;
2) несколько казаков.
4. Определите подлежащее в предложении: Дед с матерью шли впереди (Горький).
6.Определите подлежащее в предложении: Княгиня с княжною сидели на скамейке (Лермонтов)
1)княгиня;
2)княгиня с княжною.
7.Определите сказуемое в предложении: Лохматая лисица озабоченно мелькнула в тростниках (Пришвин)
1)мелькнула;
2)озабоченно мелькнула.
8.Определите предложение с составным сказуемым: Прибрежные пески делаются темными от росы (Паустов ский). Солнце сверкало над головой (Паустовский).
9.Определите составное глагольное сказуемое:
I) С дерева на дерево перелетают птицы (Соколов-Микитов).
2) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.
10. Определите предложение с составным именным сказуемым:
1)Наутро мы поднялись довольно рано (Арсеньев).
2)Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встре тились (Лермонтов).
3) Осиновый лес очень красив зимою.
11.Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым Толстой хранитель русского классического языка (Фурмнов). Степь словно сплошной солнечный диск (Солоухин).
12.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Сухая, крепкая осень самое лучшее поэтическое время года,(Мамин-Сибиряк). В окно с улицы лился глухой шум и летела пыль (Горький),
13.Найдите грамматическую основу в предложении:
Слева на заднем плане виднеются руины величественных зданий, навевающих мысли о Древней Греции. виднеются руины;
2)виднеются руины величественных зданий.
14.Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть сила самой вещи (по Лосеву). имя; имя вещи
3)сила.
15.Найдите подлежащее в предложении: Имя вещи есть орудие общения с нею всего окружающего (Лосев). 1)орудие
2);имя.
16.Найдите подлежащее в предложении:
Я кладу все это в вдвижной ящик стола и достаю оттуда пистолет (Роб-Грийе).
1)я;
2)все это;
3)ящик;
4)пистолет.
17.Найдите подлежащее в предложении: Я заменил сюртучок курткой, но галстука не снял (Тургенев).
1)я;
2)сюртучок;
3)галстука.
18.Найдите подлежащее в предложении: Каждый хочет иметь и невесту, и друга (по Несмелову) .
1) каждый хочет иметь;
2)каждый.
19.Определите подлежащее в предложении:
В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (Лермонтов).
1)три гордые пальмы;
2)три пальмы.
20. Определите подлежащее в предложении: Во дворе, возле крыльиа, стояла пара лошадей . пара лошадей;
2) пара.
21. Определите подлежащее в предложении:
Теперь едущий или и пешком в разных местах заметит... пограничные метки-столбы (Песков). метки-столбы; едущий; едущий или идущий.
22 Найдите сказуемое в предложении: Она осталась печальной и озабоченной до самого вечера (Тургенев). осталась печальной и озабоченной; осталась; осталась печальной.
23. Определите сказуемое в предложении: Взяла да и говорить с ней перестала взяла да и перестала говорить; перестала.
24. Найдите предложение с составным сказуемым: Я не стал его дальше расспрашивать (Роб-Грийе). Сравнение снова обогащает вещь (Лосев).
25. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым: Безгласность ужаса, безумий дуновенья свой след означили на мертвенном челе (по Бодлеру).
3)Без медицинского халата тут нельзя свободно разгуливать по отделениям..
26. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
1)Анна Сергеевна даже попыталась сказать что-то умное, внести, так сказать, свою лепту в интеллектуальную беседу. Дмитрий думал о ней, скучал, жил ею, можно сказать, не замечая того отвращения, которое она испытывала к нему вот уже много лет. Своим друзьям она казалась умной, знакомым - интерес ной, людям посторонним - оригинальной, но для матери все эти «казалось» были по меньшей мере странными.
27.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Дети это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ! Именно эта старуха, как оказалось, его идеал.
28. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1) Нация это прежде всего общность, не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся определенная общность людей, языка и территории (по Сталину).
2) Эскориал, кажется, резиденция испанских королей, включающая дворец и монастырь.
29.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
У тебя брошка вроде как пчелка (Чехов). между подлежащим и сказуемым сравнительный союз как; тире никогда не ставится.
30.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Наш новый сотрудник, по-видимому, хороший специалист. между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово; тире никогда не ставится. .
Вариант 3.
1.Определите грамматическую основу предложения:
Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер звезда сверкала; звезда сверкала и отражалась.
2.Определите подлежащее в предложении: Я был в восхищении от старого чабана и его жизненной морали
1)я;
2) я в восхищении.
3.Определите подлежащее в предложении: Пара черных куличков с плачем метнулась в дождливое небо. пара; пара куличков.
4.Определите подлежащее в предложении:
Приезжий сбросил начинку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и сапогах
1.приезжий;
2.нет подлежащего.
5.Определите подлежащее в предложении: Пятеро монахов прошли по еще безлюдному городу 1.пятеро;
2.пятеро монахов.
6.Определите подлежащее в предложении:
Стаи птиц со сви стом и легким шумом разлетаются в стороны (Паустовский).
1.стаи;
2.стаи птиц.
7.Определите сказуемое в предложении: Невидимые жаворонки тотчас запели над рожью (Паустовский). 1.запели;
2.тотчас запели.
8. Определите предложение с составным сказуемым: По пустым садам начинают летать и кричать сороки (Телешов). Лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу (А. Толстой).
9.Определите составное глагольное сказуемое: Я перестал ругаться, а Дерсу перестал ворчать (Арсеньев). Возьму вот и продам завтра тройку! (Чехов)
10.Определите предложение с составным именным сказуемым: Ели на усадьбах, в затишке, стояли тихие и загадочные Большинство забав определялось течением деревенской жизни (Солоухин).
11.Укажите предложение с тире между подлежащим и сказуемым:
1)Обитатели Горюхина большей частью роста среднего(Пушкин).
2)Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.
12.Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Длина Волги три тысячи шестьсот восемьдесят восемь ки лометров. Смотрителем маяка был старый боцман парусного флота(Арсеньев).
13.Найдите грамматическую основу в предложении:
А тени прошлого так тихо пролетают под вальс томительный (по Бодлеру).
1.тени прошлого;
2.тени пролетают.
14.Найдите подлежащее в предложении: Ползет подземный змей, ползет, везет людей (по Цветаевой). 1.змей;
2.подземный змей.
15.Найдите подлежащее в предложении: Голубей над крышей вьется пара (по Цветаевой).
1.пара;
2.пара голубей.
16. Найдите подлежащее в предложении: Приезжий не мог оце нить всю прелесть дождливой погоды 1.приезжий;
2.нет подлежащего.
17.Найдите подлежащее в предложении: В моей камере сидели пятеро (Новодворская). сидели пятеро; пятеро.
18.Найдите подлежащее в предложении: И рыб воздушных скры лась стая . стая; стая рыб.
19.Определите подлежащее в предложении: Немногие пойдут этой дальней и трудной дорогой (Горький). 1.немногие;
2.подлежащего нет.
20.Определите подлежащее в предложении: Каждый из нас ста нет на самом краю площадки (Лермонтов) 1.каждый;
2.каждый из нас.
21.Определите подлежащее в предложении: Наступило, наконец, пятнадцатое мая (Куприн).
1.пятнадцатое;
2.пятнадцатое мая.
22.Найдите сказуемое в предложении: Особенно полюбил я развалин оранжереи (Тургенев).
1.полюбил;
2.особенно полюбил.
23.Найдите предложение с простым сказуемым:
1) Редкие припадки его расположения ко мне никогда не были вызваны моими безмолвными, но понятными мольбами (по Тургеневу).
2) Вдали по Рейну бежал и дымился пароход (Тургенев).
24. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:
1)Первым делом я собирался до смерти ее напугать (по Робу-Грийе).
2)Эта картина застыла на несколько мгновений сгустком не пререкаемой реальности (по Робу-Грийе).
25. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
1.Я часто толковал о радостной созидательной одержимости.
2.Море отливало алюминием (Паустовский).
26. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым: Во взгляде вашем знак вопроса, шаги по гравию шуршат Напрасные слова виньетка ложной сути (по Рубальской).
27. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
1Невеселая пора осень поздняя, и в ушедшее тепло нам не верится
2Страницы наших биографий зальет недолгий солнца свет).
28.Объясните, почему не нужно тире между подлежащим и сказуемым в предложении:
Степь словно сплошной солнечный диск между подлежащим и сказуемым стоит сравнительный со юз словно', тире никогда не ставится.
29.Объясните постановку тире в предложении:
Они говорили долго: бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо, сердито (Горький). на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении; между подлежащим и сказуемым.
30.Объясните, почему нужно тире между подлежащим и сказуе мым в предложении:
Если жизнь - большая сцена, сцена - маленькая
1 два существительных в одном падеже; 2интонационное тире.
31. Какое сочетание является грамматической основой одного из предложений?
1) Узкая тропинка то переходила прямо в канавку, то вилась по почти отвесному склону.
2) Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем.
1.переходила в канавку;
2.мы не ложились и любовались.
32. Какому предложению соответствует характеристика подле жащего - предложение с однородными подлежащими:
1) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы, так и острые когти.
2) Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трехсот ог ромных дубов и ясеней