Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры периода поздней классики была великолепная гробница в Малой Азии, в городе Галикарнасе, который находился на территории нынешней Турции. Он имел выгодное географическое расположение, хороший порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении.
Вдоль гавани располагалась рыночная площадь, далее вверх была проложена широко развернутая улица, посередине которой был воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что числился среди семи чудес света.
Гробница была воздвигнута в четвёртом веке до нашей эры царицей Арте-мисией — женой царя Мавсола. По словам одного из римских историков, царица «питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию, любовь беспримерную в летописи мира». Мавсол был, судя всему, жестоким правителем, вводил налог за налогом, извлекал доходы из. всего, например из похоронных обрядов.
В архитектуре галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались все три знаменитых ордера: дорический, ионический, коринфский. Ордер, что значит строй, порядок, впервые в греческой архитектуре определяет структуру колонн и покоящейся на них верхней части здания с покрытиями. В Мавзолее сочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, легкости форм, плавности линий. Уникальное трехъярусное сооружение венчала четырехконная колесница, квадрига, которой правили мраморные Мавсол и Артемисия. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.
Девятнадцать веков стоял Мавзолей, а потом гробницу царя» которую немного повредило землетрясение, снесли, построив из нее каменный монастырь-крепость, о чем известно из средневековой хроники.
Статуи Мавсола и Артемисии, а также некоторые украшения хранятся сейчас в Британском музее в Лондоне, а память о Мавзолее осталась во множестве сооружений подобного рода, которые возводились впоследствии в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей».