Г Р Державин и А С Пушкин Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» - сочинение
Гаврила Романович Державин — поэт XVIII в. и последний представитель русского классицизма. В своем творчестве поэт не только развивал возможности этого направления, но в то же время разрушал их, так как стремился проложить путь к основам романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых выделяют гражданские, поэтические, философские и анакреонтические. Оды гражданской направленности Державин адресовал лицам, наделенным большой политической властью, то есть монархам, вельможам. В этих одах объединены хвалебные и обличительные начала. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новые пути в русской литературе, тем самым выступая как новатор. К гражданской лирике относится одно из поздних произведений Державина «Памятник», вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». Кроме Державина, к оде Горация в разное время обращались М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Общая мысль этих стихотворений — о праве поэтов на бессмертие, но каждый из поэтов понимал ее по-своему. Державин в «Памятнике» напоминает, что он первым рискнул отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од, написал «Фелицу» в забавном, шутливом «русском слоге» и, обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся «истину царям с улыбкой говорить». Пушкинский «Памятник» и по форме, и по содержанию больше связан с державинским вариантом, чем с вариантом Горация. Для сравнения: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру— душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. А. С. Пушкин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Такі — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, * Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух обо мне пройдет от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал... Г. Р. Державин Пушкин высшую ценность своего творчества видел в народности и борьбе за свободу. Эти мысли нашли яркое отражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» Оно — итог творческого пути поэта, его поэтическое завещание. Ценность своей поэзии Пушкин видел в том, что он пробуждал своей лирой «чувства добрые», в его жестокий век «восславил свободу», призывал «милость к падшим», то есть единственный из русских писателей и поэтов осмелился в своих стихотворениях призывать царя помиловать декабристов. Пушкин также сделал акцент на общественной ценности своей поэзии. В стихотворениях Державина и Пушкина есть и сходные, и различные черты. Памятник Державина — «чудесный, вечный», Пушкина — «нерукотворный». У Державина он «металлов тверже», «выше пирамид», «ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный», у Пушкина «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Народ не забудет о Державине и Пушкине. Память о поэте- Державине «времени полет... не сокрушит», и к памятнику Пушкина «не зарастет народная тропа». Память о поэтах не умрет в веках: «часть» Державина «по смерти станет жить», слава его «возрастет», «не увядая» до тех пор, «доколь славянов род вселенна будет чтить», душа Пушкина его «прах переживет и тленья убежит», и слава будет «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». И действительно, слух о поэтах пройдет по всей русской земле: о Державине «всяк будет помнить... как из безвестности... известен стал», и Пушкина будет знать «всяк сущий в ней язык». Державин стал первым поэтом русским, сумевшим и, главное, захотевшим выразить свою личность такой, какова она была, — нарисовать портрет свой живым и правдивым. Прямоте и честности посвящены многие строки в творениях Державина. Для нас они скучноваты, но невозможно не оценить их энергии. Новаторство Державина-поэта состоит в том, что он первым «дерзнул в забавном слоге о добродетелях Фелицы возгласить», просто и понятно «беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». В «Памятнике» он гордится этим. О, муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. Но Державин говорил истину царям не только с улыбкой, но и с гневом поэта, обеспокоенною судьбой народа. В этом состоит несомненная заслуга Державина. Пушкин «в свой жестокий век... восславил свободу и милость к падшим призывал». Оба поэта обращаются к музе, но Державин призывает ее гордиться «заслугой справедливой» и презирать презревших ее, Пушкин же требует от своей музы быть послушной «веленью Божию» и «хвалу и клевету» принимать равнодушно. Пушкин был выразителем взглядов своего времени. Его лирика 1820-х гг. была проникнута идеями декабристов, в это же время был написан «Памятник». Это быпа в высшей степени гражданская лирика. В. Г. Белинский говорил о нем и как о поэте-классике, и как о поэте-романтике. А о сходстве поэзии Державина и Пушкина критик говорил, что у них «верна... всякая мысль, всякое чувство и всякое ощущение, всякий образ, каждая фраза, каждое слово. Все на своем месте, все полно, ничего недоконченного».