Вся атмосфера «Дворянского гнезда» проникнута настроением увядания, исполнена поэзии заката. Пейзаж романя что преимуществу вечерний, закатный или ночной, освещенный лунным сиянием и мерцающими звездами. Картина дороги, убегающей вдаль, по которой едет Лаврецкий, гармонирует с его грустными воспоминаниями о тягостном прошлом, о мелькнувшей надежде на счастье. Холод увядающей жизни не раз охватывает стареющего Лаврецкого, но горячая зера в молодое поколение, «молодые силы» спасает тургеневского героя от пессимизма. Роман не случайно завершается символической картиной прихода весны, картиной оживающей и обновляющейся природы. «Опять повеяло с неба сияющим счастьем весны; опять улыбнулась она земле и людям; опять под ее лаской все зацвело, полюбило и запело». Чудесно сливаются в романе Тургенева любовь, вдохновение, музыка, прекрасное в природе, чувства самого автора. К концу 50-х годов Тургенев был уже прославленным писателем, крупнейшим мастером русского реализма. Чернышевский видит в Тургеневе «честь нашей литературы», Герцен называет его «величайшим современным русским художником» «Мне было совестно — и не мог я этому поверить— но мне было приятно»,— писал ему в ответ Тургенев. Но как ни связаны первые романы Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» и примыкающие к ним повести с вопросами, волновавшими современников, своим историческим содержанием они все же были обращены к прошлому, хотя и недавнему, в них рисовались типы уходящей жизни. Уже начиналась новая эпоха в истории России — 60-е годы. Новые задачи вставали и перед русской литературой. В «Дворянском гнезде» Тургенев прощался с прошлым и обращал свой взор к новому поколению, в котором он видел "будущее России. И именно с этим был связан тот могучий творческий подъем, который переживал писатель в канун падения крепостного права и который так много дал русской литературе. Работая над «Дворянским гнездом», Тургенев уже обдумывал замыслы романов «Накануне» и «Отцы и дети».