Анализ стихотворения Бодлера «Альбатрос» - сочинение
В стихотворении лирический герой мечтает “на руле фрегата” полететь “от моря засоренных улиц городских” на поиски Идеала туда, где “море широкое”, где “сияния много,” “смеется голубизна”. В стихе “Альбатрос” будто оживает мечта поэта: фрегат, море, голубизна. “Взгляни, моя душа, какие страшные они! ” - выкрикивает поэт в стихе “Слепцы”. Можно ли сказать то же о “толпе матросов” на палубе корабля? Чем именно они “страшные”? Ради утехи и развлечения издеваются над птицей. Слепцы - это олицетворение человеческих пороков, это все духовно невидящее человечество. Матросы символизируют духовно искалеченное общество, не способное ощущать прекрасное, сочувствовать, любить, восхищаться, мечтать. Слепцы и матросы символизируют общество, в котором властвует Сплин. * Альбатрос * Чтобы им развлечься, веселая толпа матросов * Среди неудержимых вод разбуженных морей * Безопасно ловит птиц, величественных альбатросов, * Что любят пролетать по следам кораблей. * На палубу несут ясных высот владыку. * И грустно тянет он укрощенное крыло, * Что потеряло свою бывшую мощь большую, * Будто среди буйных вод поломанное весло. * Путешественник бессильно ступает! * Пловец воздушный неуклюжий и смешной! * Тот табачный дым в клюв ему пускает, * А этот, беся, хромает, будто кривой. * Поэт подобен тоже властелину голубизны, * Что среди туч летит, будто молния во мгле. * Но, будто в тюрьме, в гурьбе невменяемой * Он крылья великана волочит по земле. * (Перевод Терещенко). Очевидно, мечты о Идеале так и останутся “печальными и заблудившимися мыслями” поэта. Надежды нет: ведь среди компании матросов не нашлось никого, кто бы остановил бездушные развлечения или хотя бы не принимал в них участия. “Больное” общество никогда не достигнет Идеала, да и не стремится к нему. Но есть просто человеческая судьба и есть судьба поэта. Поэтический талант - это талант от Бога. Альбатрос - сильная птица с крыльями, которые имеют “мощь большую”. Это позволяет ему подниматься высоко и долго держаться в небе (”среди туч летит, будто молния во мгле”). Альбатрос - “путешественник”, и странствия его тяжелые и опасные, ведь он летает над “разбуженным морем”. Это гордая и одинокая птица. Он чувствует себя “властелином голубизны”, “ясных высот владыкой”, так как сильных и выносливых птиц, способных подняться так высоко и залететь так далеко от и земли, как это делает альбатрос, немного. Да, поэт имеет высокое назначение - летать в сферах духа, свободы, творчества, достигать высокого идеала и красоты. Но почему поэт не стремится удержаться на этой высоте? Почему, имея “крылья”, он на земле “в гурьбе невменяемой”, среди “слепцов”? Почему художник из “глубины взывает… из бездны темной”, когда его место в небе, в раю? Ответ на эти вопросы можно найти в дневнике поэта “Мое обнаженное сердце”: “В каждом человеке есть два одновременных стремления: одно направлено к Богу, второе - к Сатане. Призыв Бога, или духовность, - это стремление внутренне подняться. Призыв Сатаны, или животность - это наслаждение от собственного падения”. Вот почему положение человека в мире трагическое, а мечты об Идеале останутся “печальными и заблудившимися мыслями” для поэта, который “крылья великана волочит по земле”. В газетах того времени о Бодлере писали: “Говорить о господине Бодлере - означает говорить об ужасе”, “Честное перо не может решиться даже на одну цитату”. Общество обиделось, так как поэт показал силой своего искусства настоящее лицо нации и человека вообще. Книга “Цветы зла” была осуждена за аморальность, а Ш. Бодлер утверждал, что “… из нее вытекает жестокий моральный урок”.