Четверг, 02 Май 2024, 12:48
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Цели уроков: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа над пословицами и поговорками
Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чём речь.
1) Два друга — он да вьюга.
2) Он и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.
3) Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.(Мороз.)
IV. Введение в тему
Какие прочитанные произведения о морозе вы помните?(Н. Некрасов. «не ветер бушует над бором...», русская народная сказка «Морозко».)
Сегодня мы ознакомимся со сказкой «Мороз Иванович». Написал её Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869гг).
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869гг.)
Одоевский Владимир Федорович (1803, по др. данным 1804 - 1869), прозаик.
Родился 30 июля (11 августа н.с.) в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери - крепостные крестьяне.
В 1816 - 22 учился в Московском университетском благородном пансионе. Тогда же начал сотрудничать с журналом "Каллиопа" (1820). В это время он увлекся философией Ф.Шеллинга, позднее познакомился с ним, удивив его энциклопедичностью своих познаний.
Принимал участие в деятельности "Вольного общества российской словесности", а в 1823 - 25 возглавил первый философский кружок в России - "Общество любомудрия". Центральное его произведение "Русские ночи" можно считать основным литературным памятником русского любомудрия.
После 14 декабря 1925 он, как мог, помогал Одоевскому и Кюхельбекеру, ходатайствуя о смягчении их участи.
В 1826 Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы знакомится с Пушкиным, сотрудничает с "Литературной газетой" и альманахом "Северные цветы". Когда Пушкин начинает издание "Современника", Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья "О вражде к просвещению".
В 1844 вышло его собрание сочинений в трех томах.
С 1846 Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, в связи с переводом которого в 1862 в Москву возвращается в родной город.
Расцвет творчества приходится на 1830 - 40: сборник "Пестрые сказки" (1833), "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем". Ряд произведений посвящен положению женщины в России: повести "Княжна Мими" (1834), "Княжна Зизи" (1839). "Таинственные повести": "Сильфида" (1838), "Саламандра"(1841).
Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М.Глинки, А.Алябьева, М.Балакирева и др.
Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н.с.) 1869 в Москве.
V. Физкультминутка
VI. Изучение новой темы
Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Морозко».(Учитель показывает диафильм или читает её из сборника А.А. Афанасьева «Русские народные сказки».)
какая это сказка? (Народная. У неё нет автора.)
А сейчас мы ознакомимся со сказкой, которую написал В.Ф. Одоевский, «Мороз Иванович». (Читает учитель и учащиеся первую часть до слов «Так прожила рукодельница...»)
VII. Итог урока
Отличаются ли сказки «Морозко» и «Мороз Иванович» друг от друга?
Домашнее задание

Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой: «У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась».
Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает?(Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)
Чтение с орфографическим проговором.
Затем с морфоэпическим проговором.
Чтение в замедленном темпе.
Чтение скороговоркой.
III. Работа над сказкой «Мороз Иванович»
1. Повторение первой части сказки «Мороз Иванович».
Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица.)
Почему автор их так назвал? (В слове «Рукодельница» два корня -рук- и -дел-, т.е. всё умеет делать руками. А «Ленивица» - от слова лень.)
когда мы говорим «считать мух»? (Когда бездельничают или ротозейничают.)
Какая беда случилась с Рукодельницей? (Она пошла за водой к колодцу, а верёвка оборвалась, ведро упало в колодец.)
Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём её попросил?(Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоньке попросили потрясти.)
Как рукодельница могла вернуть ведёрко?(За него она должна была три дня прослужить.)
легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?(Руки её окостенели и пальчики побелели.)
Сколько вопросов задала девочка старику?(Три вопроса. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
2.Чтение второй части сказки.
3.Выборочное чтение.
Прочитайте как отблагодарил дед Рукодельницу.
Что наказывала нянюшка Ленивице?
4.Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы...» до слов: «Старик в самом деле незаметил или прикинулся, что не заметил...».
Выберите со страниц 205-206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
В каких словах выражена главная мысль сказки?(«Какова твоя работа, такова и награда».)
IV. Физкультминутка
V. Сравнение с народной сказкой «Морозко»
Чем отличаются герои сказок?(В авторской сказке у девочек есть имена, ярче описаны их дела по дому. Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)
Сравните двух героинь сказки. Вам поможет задание 2 на странице 207.(Рукодельница: трудолюбива,добра, почтительна, скромна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, спесива (надменна, высокомерна). Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».)
VI. Итог урока
каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда,а что неправда»? Что сказано «шутки ради, а что в наставление»?
VII. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия
Детям раздаются распечатки отрывка из сказки «Финист-ясный сокол». Дети читают 2 минуты, подсчитывают количество слов, сдают листы учителю. На отдельных листах или в тетради отвечают на вопросы по содержанию, записанные заранее на доске.
Текст для проверки техники чтения, разбитый на десятки для удобства подсчёта слов, см. в приложении 1.
Вопросы по содержанию:
Какие признаки сказки ты можешь выделить в этом отрывке?
Пофантазируй, чем закончится сказка (знай, что Марьюшка посетит три Бабы Яги, у неё будут волшебные предметы: серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце, золотое веретенце).
Домашнее задание
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 8398 | Рейтинг: 1.0/ 18 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
12:48


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz