Цель: Расширить представления детей о библиотеке, ознакомить с правилами пользования библиотечными фондами; раскрыть значение отдельных библиотечно-библиографических понятий; вызвать желание стать активными читателями библиотеки.
Оборудование: Рекомендательный плакат-задание к уроку, оборудование библиотеки.
План - конспект.
1.Бесида с использованием плаката-задачи.
-Ли привычное для вас, дети, тема урока?
-Что в ней привлекло?
-Как еще можно назвать интересный город, в котором мы с вами сегодня пришли?
-Кто из жителей города может ответить на вопрос, что нас интересуют?
-Дети, которые интересны для вас книги, журналы вы посмотрели, прочитали к уроку?
-Кто воспользовался для этого услугами библиотеки?
-Что вы можете рассказать о библиотеке?
2.Збагачення, активизация словарного запаса учащихся. Образование слов-понятий, связанных с библиотекой.
-Всегда ли вы понимаете значения слов, которые часто встречаются вам в библиотеке, с которыми обращаются к вам библиотекари. Давайте все вместе выясним некоторые из них:
Абонемент - место в библиотеке, где выдают книги домой. Это право пользоваться книгой, журналом, газетой, справочником течение определенного времени. Это документ, удостоверяющий это право.
Картотека -систематизированы карточки сообщению справочного или учетного характера. Это небольшие ящички для хранения таких карточек.
Читальный зал -специально оборудованное помещение в библиотеке для чтения книг, газет, журналов.
Читатель -то, кто читает книги, к кому обращены произведения письменности. Тот, кто посещает общественную библиотеку.
Формуляр - небольшая книжечка, заведено на каждого читателя библиотеки, в которую записывают данные о выданных ему книги.
Стеллажи -полки на которых в определенном порядке хранятся книги.
-Кто знает, в каком порядке хранятся книги на стеллажах?
-Как найти именно ту, что интересует вас?
-Можно перечитать все книги, которые есть в библиотеке?
3.Доповнення, расширение учителем читательского опыта детей.
-Послушайте, дети, отрывок из рассказа А.Глухова "Компас в книжном море". (По Глуховым А. И др.., Наша библиотека, М., Книга, 1964, с.54-57)
4.Роздумы над прослушанным.
-О каком книжное море говорилось в рассказе? Что означает слово "Компас"?
Что служит компасом в книжном море?
Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей.
-Компасом, который помогает найти необходимую книгу, есть каталог. Его карты составлены в ящиках в алфавитном порядке.
5.Ознайомлення учащихся с каталожными карточками.
Библиотекарь знакомит учащихся с видами каталожных карточек.
-Дети, есть различные карты - это своеобразные компасы, которые помогают нам сделать правильный выбор, быстро сориентироваться в книжном море.
(Демонстрирует карты). Это также иллюстрированная каталожная карточка, это типичная каталожная карточка. Их можно складывать для удобства не только в алфавитном порядке, а группировать по тематике, по авторской принадлежности. Систематизированный каталог показывает, что в библиотеке книги по различным отраслям знаний, тем, направлений.
Карточки с описанием книг располагаются в каталоге в особом порядке, который называется систематическим. Карточку в библиотеке заполняет библиотекарь, а в домашней - с сегодняшнего можете заполнять карточку вы. Только вспомним, как заполнять эту карточку. На первом строчке пишем фамилию и инициалы автора. На втором - ее заголовок. Далее следуют пидзаголовочни данные - о жанре произведений, назначение книги, художников, составителей. По этим ним указывают место и год издания, издательство.
Например:
Паучков полотенца. Казки.Худ., Павлюк С. - К., Радуга, 1991.
-А сейчас каждый из вас заполнит каталожную карточку на книгу, которая находится у вас на столе. Правильность записи проверяется.
6.Розв вязания кроссворда и задачи.
а) Если правильно заполните ячейки по горизонтали, то прочтете слово-отгадку по первой вертикали:
1) Страна с наибольшим количеством населения в мире.
2) Полезное ископаемое, из которого получают топливо для многих видов транспорта.
3) Буква, что означает первый громкий звук в названии столицы Украины.
4) Явление природы, что вызвало в древности страх у людей.
5) Большая морская хищная рыба.
б) Решите необычную задачу. Вот ее условие:
Дедушка с внуками в порядок книги в домашней библиотеке. Петрик решил на одну полку поставить знакомые книги, а на другую - неизвестны. А Катя предложила разложить книги по-другому: отдельно расположить стихи, отдельно - рассказы, сказки и т.д. Дедушка ласково улыбнулся внуков и сказал:
-Что сказал дедушка внукам? Как еще можно расположить книги на полках своей библиотеки? Как вы отыщете нужную книгу?
7.Узагальнююча беседа по содержанию урока.
-В каком прекрасном месте побывали мы побывали сегодня?
-Как называют жителей этого города?
-Где они живут?
-Что помогает читателям ориентироваться в городе?
-Кто перечислите правила пользования библиотечными фондами.
8.Цикавинкы для детей.
* В прошлом ценные книги хранились в монастырях. Их приковывали длинными цепями к стенам и полкам. * Забывчивые читатели были во все времена. В 1957 году в одну из английских библиотек вернули книгу "Учись вязать и вышивать" читательница так увлеклась ею, державшая до 43 года.
* Тысячу лет назад также собирали книги. Библиотека багдадского халифа везир-ас-Са-Хида насчитывала около ста тысяч книг, большую часть жизни он провел в военных походах, и его всегда сопровождал караван с книгами. Интересно, что верблюды шли в порядке расположения букв алфавита и караванщикы-библиотекари могли быстро найти нужную книгу. Это был первый своеобразный каталог.
* Самая большая книга вышла в свет в прошлом веке, в 1832 году в Лондоне. Называлась она "Пантеон английских героев" Ее высота - 5,7 м, ширина - 3,7 м.. Размер букв - 15 см. Самая книга "Мурашечкы" напечатаны в 1980 году в Японии, ее размеры 1,4 х 1,4 см. * Наиболее "библиотечное" город Украины - Киев. Здесь 1339 библиотек, содержащих 81,5 млн. единиц хранения.
9.Домашне задачи: заполнить каталожные карточки на книги, которые есть в домашней библиотеке.