ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЕДИНИЦАМИ ВРЕМЕНИ: ГОД, МЕСЯЦ. (с. 86 - 87) Цели: познакомить учащихся с новыми единицами времени: год,месяц,неделя; научить пользоваться табель-календарем; закреплять вычислительные навыки; совершенствовать умение решать задачи. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Для устной работы в классе предложить задание «Какие числа пропущены?». ? + 79 = 79 98 : ? = 98 ? : 4 = 1 100 – ? = 0 67 · ? = 0 ? : 2 = 0 2. Ширина прямоугольника 3 см. Чему равна длина, если периметр 16 см? III. Работа над новым материалом. В качестве подготовки к рассмотрению нового материала необходимо вспомнить то, что детям уже известно: какой идет месяц, какое сегодня число, какой день недели сегодня, а какой был до него, и т. п. Задание № 1 поможет продолжить вводную беседу, выяснить, с какого месяца начинается год, какой первый и последний день года. Далее учитель должен выяснить, знают ли дети, что такое календарь, с какими календарями они знакомы. (Отрывной календарь, табель-календарь и др.) Полезно рассмотреть верхние рисунки на странице учебника, разобраться в том, как составлен табель-календарь: по нему хорошо видно, что в году 12 месяцев, как называется каждый месяц, какой месяц за каким идет, сколько в каждом месяце дней, сколько недель. Необходимо рассмотреть табель-календарь на текущий год (если нет демонстрационного календаря, работать с маленькими календариками, которые должны быть на партах у каждого ученика). Следует показать детям, как составляется календарь: записать дни недели по порядку: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; выяснить, что новый год всегда начинается с 1 января, но не всегда – с понедельника, поэтому на каждый год составляется новый табель-календарь; объяснить, на какой день недели приходится 1 января; проставлять числа по дням недели в зависимости от того, сколько дней в каждом месяце. По календарю определяют не только даты и дни недели, но и времена года: календарная зима начинается с 1 декабря и длится 3 месяца; календарное лето начинается с 1 июня и т. д. Ответив на все вопросы задания № 1, учащиеся переходят к выполнению задания № 2. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. №4. Прочитайте условие задачи. - Что такое 8дм? - Как найдём длину ленты? 8 х 5 = 40(дм) 40дм = 4м Ответ: 4 метра длина всей ленты. №5. Прочитайте условие задачи. - Что известно в задаче? - Что надо найти? - Можем сразу ответить на вопрос? 27 : 3 = 9(н.) Ответ: на 9 недель хватит корма. 2. Решение примеров. Для самостоятельной работы предложить задание № 7. 3. Решение уравнений. №6 Вспомнить как находится неизвестный множитель, делимое и делитель. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового узнали мы сегодня на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.
ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СУТКИ (с. 88) Цели: формировать представление детей о сутках; научить решать задачи, связанные с изученными единицами времени; выполнить письменные приемы сложения и вычитания, а также проверку сложения и вычитания. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Решите цепочки примеров: 40 : 5 х 3 : 6 + 46 72 : 8 + 11 : 5 х 9
2. Сравните: 8 дм 3 см … 3 дм 8 см 1 м … 6 дм 61 см … 7 дм 4 м 5 дм … 45 дм 3. Арифметический диктант. а) Увеличьте 9 в 4 раза б) Найдите сумму 18 и 36 в) Найдите частное 49 и 7 г) Произведение 2-х чисел равно 35, первый множитель 7. Найдите второй множитель. д) У Вани 30 досок. Сколько будок для собак он может сделать, если на одну будку идёт 5 досок? III. Работа над новым материалом. Работу следует начать с повторения изученных единиц времени (год, месяц, неделя). Хорошо, если такая работа будет подкреплена вопросами: «Сколько дней в неделе вы учитесь? Сколько дней в неделе работают твои родители? Сколько у них выходных? Сколько длились зимние каникулы: больше или меньше недели? А сколько длятся летние каникулы: меньше месяца или больше? Сколько месяцев они длятся? Сколько тебе лет? В каком классе ты будешь учиться через год? Сколько лет твоей маме, бабушке?» и т. д. Работу над новым материалом следует начать с уточнения знания последовательности дней недели, а также понятий «вчера», «завтра» и др. (задание № 1). После этого учитель предлагает детям перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать, начиная с сегодняшнего вечера и до завтрашнего вечера. «Такие промежутки времени, – сообщает учитель, – называют сутками». По рисункам в верхней части с. 88 задания № 2 дети под руководством учителя выясняют, что стрелки часов могут находиться в одном и том же положении 2 раза в сутки. Учитель просит учащихся запомнить, что в одних сутках 24 часа. Можно предложить выполнить задание № 4 на с. 88 с комментированием. Например: «1 неделя меньше, чем 8 суток, так как в 1 неделе 7 суток» и т. д. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) (И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.) IV. Работа над пройденным материалом. 1. Работа над задачей. После чтения задачи № 6 дети под руководством учителя записывают условие:
1-е судно – 4 сут. 2-е судно – 3 сут. на ? ч б Затем записывают решение: 4 – 3 = 1 (сут.) Учитель обращает внимание учащихся на то, что полученный ответ надо перевести в часы. Учащиеся рассуждают: «В 1 сутках 24 часа. Значит, 1-е судно находилось в море на 24 часа больше, чем 2-е». О т в е т: на 24 часа больше. 2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить решение примеров № 5 и № 6 на с. 88. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке? Учитель. Сколько часов в 1 сутках? Учитель. Что ещё повторяли на уроке? Домашнее задание.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА I ПОЛУГОДИЕ. I вариант 1. В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. В скольких наборах находятся 72 листа бумаги? 2. Вставьте в «окошки» знаки · или : и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными: ....[] 8 = 9 5 [] ....= 0 3 [] .... = 24 ....[] 8 = 1 36 []....= 6 ....[] 6 = 0 ....[] 5= 9 4 [] ....= 4
3. Найдите значение выражений: 45 : (33 – 24) · 6 63 + 27 : (30 : 10) 4. Площадь прямоугольника 42 см2, его ширина 6 см. Найдите длину и периметр этого прямоугольника. 5. Найдите значение выражения а + 27,если а = 8,а = 12, а = 16,а=4. II вариант 1. На 3 костюма идёт 9 м ткани. Сколько метров ткани пойдёт на 6 таких костюмов? 2. Вставьте в «окошки» знаки · или : и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными: ....[] 7 = 6 9 [] ...= 0 5 [] ....=40 ....[] 15= 1 56 []...= 7 ....[] 7 = 0 ....[] 3= 21 3 [] ....= 3
3. Найдите значение выражений: 60 – 18 : 2 · 3 96 – (35 – 5) : 6 4. Площадь прямоугольника 72 см2, его длина 8 см. Найдите ширину и периметр этого прямоугольника. 5. Найдите значение выражения 36 + в, если в = 9, в = 5, в=29,в=17.