ПЛОЩАДЬ ФИГУР. ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ. (с. 50– 51) Цели: познакомить учащихся с новой величиной – площадью; дать представление о площади фигур; научить сравнивать площади фигур путем их наложения друг на друга и путем разбиения их на квадраты; закреплять табличные случаи умножения и деления. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Назовите числа от 7 до 63, которые делятся на 7 без остатка. Назовите числа от 24 до 54, которые делятся на 6 без остатка. 2. Вычислите и найдите лишнее выражение: 49 : 7 = 70 : 10 = 28 : 4 = 56 : 8 = 42 : 6 = 63 : 9 = 35 : 5 = 54 : 6 = 3. Заполните пропуски: 19 = … · 3 + … 28 = … · 6 + … … · 4 – … = 20 8 · … – … = 37 III. Работа над новым материалом. Ознакомление с площадью можно провести так. Для этого урока учитель должен заготовить несколько моделей различных по размеру и форме геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. I задание: Возьмите два квадрата с разными длинами сторон и сравнить эти квадраты. Как их можно сравнить? ( сравнение "на глаз"). II задание:Возьмите два круга одного радиуса и попросите сравнить их. - Как можно сравнить эти фигуры?( наложить одну на другую). Дети накладывают и видят, что фигуры совпадают. Учитель говорит: "Эти фигуры имеют одинаковую площадь". Возьмите квадрат и треугольник так, чтобы треугольник был больше квадрата. Можно ли сравнить эти фигуры наложением? III задание: Возьмите квадрат со сторонами и прямоугольник со сторонами 5см и 3см . - Можно ли "на глаз" или наложением определить, площадь какой фигуры больше? - Как же быть в этом случае? Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо начертить в тетради эти фигуры. посчитать сколько клеток занимает каждая фигура. После этого учащиеся читают вводную статью в учебнике на с. 50. Для закрепления выполнить задание № 1 на с. 51. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, Шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. Дети имитируют движения зверька. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Учитель вместе с учащимися записывает кратко условие задачи № 4: Было – 8 м Отпилили – 2 м во ск. ? раз б. Осталось – ? 1) 8 - 2 = 6(м) осталось 2) 6 : 2 = 3(раза) Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная. В ходе беседы выясняется, что сразу ответить на главный вопрос нельзя, так как неизвестно, сколько метров осталось. Но это можно найти вычитанием. Затем дети вспоминают, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого. После этого учащиеся записывают решение и ответ самостоятельно. 2. Для самостоятельной работы предложить задания № 2 и № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. А как можно сравнить площади фигур? Учитель. Что мы повторяли сегодня на уроке? Учитель. Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше? Домашнее задание.
ЕДИНИЦА ПЛОЩАДИ. КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР (с. 52–53) Цели: познакомить учащихся с единицей площади – квадратным сантиметром; дать представление о квадратном сантиметре; учить находить площадь фигуры,используя новую единицу; продолжать закреплять навыки решения задач и примеров. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Каждое из чисел 72, 56, 48, 64 уменьшите на 40, а результат уменьшите в 4 раза. Каждое из чисел 12, 16, 20, 24 уменьшите в 4 раза, а результат увеличьте в 7 раз. 2. Найдите значение выражений: 100 – 6 · 9 = 6 · 4 : 3 + 24 = 6 · 7 + 28 = 48 : (16 : 2) · 5 = 4 · 8 – 27 : 3 = 90 – (3 · 6 + 30) = III. Работа над новым материалом. Урок можно начать с выполнения такого задания: учитель показывает прямоугольник, разбитый с одной стороны на клеточки, и просит найти площадь данной фигуры. Учащиеся считают и говорят ответ (например, 12 клеток). Тогда учитель переворачивает этот же прямоугольник другой стороной, где он тоже разбит на клетки, но более крупные, и просит найти площадь этой же фигуры. Учащиеся считают и говорят ответ (например, 6). После этого учитель спрашивает: – Мы измеряли площадь одной и той же фигуры, а ответы получили разные. Почему? Дети. Потому что в первом случае клетка была мелкая, а во втором – крупнее. Учитель. Чтобы не получать разные ответы при измерении площади одной фигуры, есть специальная единица измерения площади – квадратный сантиметр. Квадратный сантиметр – это площадь квадрата со стороной 1 см. Учитель показывает учащимся модель квадратного сантиметра, и дети вычерчивают в тетрадях квадратный сантиметр. Учитель также сообщает: – Слова «квадратный сантиметр» при числах сокращенно записывают так: 1 см2. Далее учащиеся еще раз читают вводную статью в учебнике на с. 52. Для закрепления выполнить задание № 1. Учитель может также предложить аналогичное задание по своим фигурам. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Условие задач № 4 и № 5 учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей проверкой. Задача №5. Разбор задачи ведётся под руководством учителя. - Что надо узнать в задаче? - Что в задаче известно? - Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Это можно узнать? Как? 1) 21 : 3 = 7(кг) взяли свежей малины, чтобы получить 1кг сухой 2) 7 х 5 = 35(кг) Ответ: 35кг свежей малины взяли. Задачу № 7 разобрать устно с комментированием у доски. Даны выражения, надо составить и решить по ним задачи: 3 · 8 + 6; 5 · 4 – 15. Дети могут предложить такого вида задачи: 1) Таня пришила к 8 платьям по 3 пуговицы, и у неё ещё осталось 6 пуговиц. Сколько всего пуговиц было у Тани? 2) В 4 вазах стояло по 5 цветов. 15 цветов взяли. Сколько цветов осталось в вазах? 2. Для самостоятельной работы предложить задание № 8. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Учитель. А что мы повторяли сегодня на уроке? Домашнее задание.