КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 ЗА I ЧЕТВЕРТЬ. Цель: закрепить пройденный за I четверть материал. I вариант 1. Мама купила 3 пакета картофеля по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картофеля купила мама? 2. В куске было 54м ткани. Из этой ткани сшили 9 курток, расходуя по 3 метра на каждую. Сколько метров ткани осталось в куске? 3. Решите примеры: ( 17 - 8 ) х 2 82 - 66 ( 21 - 6 ) : 3 49 + 26 18 : 6 х 3 94 - 50 4. Обозначьте порядок действий и выполните действия: 90 - 6 х 6 + 29 ( 40 - 39) х ( 6 х 9 ) 5. Начертите квадрат со стороной 4см . Найдите его периметр. II вариант 1. В телевикторине участвовали 3 команды по 6 человек в каждой. Сколько всего человек участвовало в этой телевикторине? 2. Для изготовления папок ребята приготовили 50 листов бумаги. Они сделали 8 папок, расходуя на каждую по 4 листа бумаги. Сколько листов бумаги у ребят осталось? 3. Решите примеры: ( 24 - 6 ) : 2 87 - 38 ( 15 - 8 ) х 3 26 + 18 12 : 6 х 9 93 - 40 4. Обозначьте порядок действий и выполните действия: 90 - 6 х 5 + 26 ( 54 - 47) х ( 25 : 5 ) 5. Начертите прямоугольник со сторонами 5см и 2см . Найдите его периметр.
РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ (с. 41) Цели: научить учащихся выполнять иллюстрации в виде чертежа к некоторым видам составных задач; закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. 3 х 6 19 + 18 15 : 3 56 - 15 2. Решите устно задачи. а) Коля прочитал 5 книг, а его брат в 4 раза больше. Сколько книг прочитал Колин брат? б) Ире 13 лет, а Диме – на 4 года меньше. Сколько лет Диме? в) В банке 3 литра молока, а в кастрюле – на 4 литра больше. Сколько литров молока в банке и кастрюле вместе? г) В хоре поют 9 девочек, а мальчиков – в 4 раза больше. Сколько всего детей поют в хоре? III. Работа над новым материалом. На этом уроке дети учатся выполнять к задачам иллюстрации в виде чертежа. Прочитайте условие задачи №1. - Что предлагают сделать авторы? - О чём говорится в задаче? - Что сказано о ребятах, играющих в городки? - В футбол? - Что значит в 3 раза больше? - Можно сразу ответить на главный вопрос? - Что для этого необходимо знать? Сделаем схематический чертёж.(чертёж выполняется отрезками) Городки - _______ Футбол - __________________ } ? 1) 6 х 3 = 18(ч.) играли в футбол 2) 6 + 18 = 24(ч.) Ответ: 24 человека играли в эти игры. №3. Прочитайте условие задачи. - Вы можете сравнить длины отрезков? - Почему? - Что сказано о длине первого отрезка? - Второго? Запишем задачу кратко. I отр. - 18см II отр. - ? в 3 раза меньше 1) 18 : 3 = 6(см) длина II отрезка 2) 18 - 6 = 12(см) Ответ: на 12см длина второго отрезка меньше длиы первого. Ф и з к у ль т м и н у т к а Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло – вперёд, Левое крыло – вперёд. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолёт. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Выполняя задание № 4, ученики под руководством учителя анализируют таблицу. Учитель. Что записано во второй строке таблицы? Дети. Сумма чисел 10 и а; разность чисел в и 4. Учитель. Что записано в первой строке? Дети. Слагаемое а и его значения; уменьшаемое в и его значения. Далее ученики находят сначала значения суммы, а затем разности, рассуждая примерно так: Если а = 8, то сумма чисел 10 и а будет равна 10 + 8 = 18 и т. д. Если уменьшаемое в = 50, то разность чисел в и 4 будет равна 50 – 4 = 46 и т. д. Запись выполняется на доске и в тетрадях. 2. Для самостоятельной работы на уроке предложить задания № 6 и № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Над чем ещё работали на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ . (с. 42) Цели: продолжать работу над задачами на нахождение четвертого пропорционального; закреплять табличные случаи умножения и деления; совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Арифметический диктант. а) 6 увеличить в 5 раз б) 6 увеличить на 5 в) 54 уменьшить в 9 раз г) 54 уменьшить на 9 д) делимое 35 делитель 5. Найдите значение частного. е) Найдите произведение чисел 6 и 8 . ё) Найдите значение частного чисел 42 и 7. ж) Во сколько раз 60 больше 10? з) На сколько 60 больше 10? III. Работа над новым материалом. 1. Решение задач №1. После прочтения условия задачи рассмотреть таблицу к задаче. - Какие величины даны в задаче? Обратите внимание на слово " расход" - что оно обозначает. - Что обозначает "5 дней"? - Что обозначает знак вопроса? - Можем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? 1) 10 : 5 = 2 (кг) – в 1 день 2) 2 · 3 = 6 (кг) О т в е т: 6 кг овощей за 3 дня. Задачу № 2 предложить самим записать кратко и решить самостоятельно. Учитель оказывает помощь индивидуально. Цена Количество Стоимость Одинаковая 6 м 18 р. 9 м ? р.
1) 18 : 6 = 3 (р.) – стоит 1метр 2) 3 · 9 = 27 (р.) О т в е т: 9 метров стоят 27 рублей. Ф и з к у л ь т м и н у т к а А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьём вода. Раз, два, три, четыре – Хорошо мы потрудились. (3 раза.) (И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.) VI. Работа над пройденным материалом. 1.Решение примеров № 3. 2.Самостоятельная работа № 4 и №5 IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, над чем работали мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 43) Цели: закреплять умение решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; закреплять знание табличных случаев умножения и деления; провести подготовительную работу к теме " Площадь" Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Для проверки усвоения таблиц умножения и деления с числом 6 провести арифметический диктант, включив примеры: 36 : 6 12 : 2 3 · 6 24 : 4 7 · 6 6 · 9 48 : 8 6 · 5 2. Решите цепочки примеров: 3 х 5 + 15 : 6 х 9 - 20 12 : 4 х 9 + 13 : 10 + 15 16 : 4 х 9 : 6 х 5 3.Решите задачи: Коля подтянулся 14 раз, а Саша в 2 раза меньше. Сколько раз подтянулся Саша? Юра собрал 6 вёдер картошки, а папа в 3 раза больше. Сколько вёдер собрал папа?
III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задание № 1 (1, 2) учащиеся решают самостоятельно. После решения учащиеся делают вывод, что в первой задаче первым действием выполнялось деление, а во второй задаче первым действием – вычитание. Вторые действия одинаковые – сложение. Если дети затрудняются в решении, разобрать с учителем. Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - Можно сразу ответить на вопрос задачи? - Что сказано про маленькие столы? Больших - 40ст. Маленьких - ? в 8 раз меньше } ?ст. 1) 40 : 8 = 5(ст.) маленьких 2) 40 + 5 = 45(ст.) Ответ: всего 45 столов изготовили. После этого разобрать задание № 2 (1, 2) устно. Дети по выражениям составляют задачи, потом сравнивают и находят сходства и отличия. - Чем похожи и чем отличаются данные выражения? - Чем отличаются условия задач для первого выражения от второго? Задание № 3. Прочитайте условие задачи. - Предлагаю записать задачу кратко. - Какой вариант краткой записи выбираете? ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ ?р. 6шт. 48р. одинаковая 4шт. ?р. 1) 48 : 6 = 8(р.) стоит 1 машинка 2) 8 х 4 = 32(р.) Ответ: 32 рубля стоят 4 машинки. 2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 4, № 5, № 6. Задание № 7 учитель разбирает вместе с детьми. Это задание подготавливает учащихся к введению понятия площади. Учитель. Посчитайте количество клеточек в каждой фигуре. Самый простой способ – это когда дети просто пересчитывают количество клеток и выясняют, что в желтой фигуре их больше, чем в синей. Затем учитель просит: – Подумайте, как еще можно посчитать количество клеток. Ученики. Посчитаем сначала количество клеток в одном длинном ряду у желтой фигуры. Их там 9, а таких рядов 2, значит, 9 · 2, да еще потом надо прибавить 3 клетки. Получается: 9 · 2 + 3 = 21. У синей фигуры 2 ряда по 7 клеток да еще 5, значит, 7 · 2 + 5 = 19. IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
УМНОЖЕНИЕ СЕМИ И НА 7, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 44) Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 7; использовать полученные знания при решении задач и примеров; продолжить работу по закреплению вычислительных навыков; развивать смекалку, умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Для устного выполнения предложить задание «Вычислить устно, записывая только результаты (запись на доске)»: 36 + 54 : 9 6 · 7 + 8 32 : 8 35 : 5 (36 + 54) : 9 8 + 6 · 7 48 : 6 36 : 6 2. Вставьте пропущенные числа: 6 · … = 18 4 · … = 20 7 · … = 14 … · 2 = 10 6 · … = 12 … · 3 = 15 … · 5 = 15 … · 3 = 9 4 · … = 12 3. Даны числа (запись на доске): 20, 21, 22, 23, 24, 25. Назовите чётные числа. Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из 2 чётных данных чисел. Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из двух нечётных указанных чисел. III. Работа над новым материалом. Таблицы умножения и деления с числом 7 можно ввести так же, как таблицы с другими числами . Учителю следует помнить, что надо повторить и другие случаи умножения с числом 7, рассмотренные в других таблицах. II вариант объяснения( иллюстрируется на доске). Плыли по осеннему небу семь облаков - семь братьев, и уронило каждое облако на землю по капле. - Сколько капель упало на землю? - Какой поучим пример? Уронили облака по две капли. - Сколько капель упало на землю? и т.д. Так начался осенний дождь. С целью закрепления изученного выполнить задания № 1. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Солнце глянуло в кроватку… Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Задание № 2 записать кратко под руководством учителя, после чего дети решают его самостоятельно. Учитель оказывает помощь некоторым детям индивидуально. - Очём говорится в задаче? - Что сказано о грузовых машинах? - Легковых? - Мотоциклах? - Что надо узнать в задаче? - Без чего не сможем узнать? - Как узнать,сколько было легковых машин? Грузовых – 15 м. Легковых – ? на 25 м. б. Мотоциклов – ? в 5 раз м. 1) 15 + 25 = 40(м.) легковых 2) 40 : 5 = 8(м.) Ответ: 8 мотоциклов было на стоянке. Перед выполнением задания № 4 учащиеся ставят вопрос к задаче: «Сколько литров бензина осталось?», а после этого решают задачу самостоятельно с последующей проверкой. 2.Для самостоятельной работы предложить выполнить задания № 3 и № 6. Задание № 7 дети выполняют вместе с учителем. Оно подготавливает детей к введению новой величины «Площадь фигур». V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового узнали мы сегодня на уроке? Учитель. Что ещё повторяли и закрепляли на уроке? Домашнее задание.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.(с.45-48) Цели: закреплять умение решать задачи изученных видов; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать уравнения; закреплять знание табличных случаев умножения и деления. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Увеличьте в 7 раз : 8 6 9 4 3 Уменьшите на 6 : 30 12 24 42 6 2. На сколько 36 больше, чем 4? 9? Во сколько раз 36 больше, чем 6? 4? 3.Два механика открыли автомастерскую. В день они ремонтировали по 3 машины. Сколько машин они отремонтировали за 6 дней? III. Повторение пройденного материала. 1. Решение задач. Задание № 7. Прочитайте условие задачи. - Что такое художественная галерея? - Что такое пейзаж? - Сколько портретов на рисунке? - Сколько пейзажев? Запишем задачу кратко. Всего - 20к. Портретов - 6к. ? на ск. больше Пейзажей - ? к. 1) 20 - 6 = 14(к.) пейзажей 2) 14 - 6 = 8(к.) Ответ: на 8 больше выставили пейзажей, чем портретов. Задание №13. Прочитайте задачу. - Подумайте, как удобнее: выполнить рисунок, записать кратко или сделать чертёж. - Сколько ящиков с яблоками? - Сколько в нём кг? - Сколько ящиков с виноградом? - Какие они? 1) 45 - 15 = 30(кг) масса ящиков с виноградом 2) 30 : 3 = 10(кг) Ответ: 10кг масса ящика с виноградом. Задание № 16. Прочитайте условие задачи, запишите задачу кратко, составьте программу решения и решите. Разбор задачи с детьми, которые затрудняются в решении. - О чём говорится в задаче? - Кто принимал участие в представлении? - Выделим главные слова. - Сколько было собачек? - Голубей? - Что значит в 4 раза больше? - Что надо узнать? 1) 3 х 4 = 12(пт.) голубей 2) 12 - 3 = 9(г.) Ответ: на 9 голубей было больше, чем собачек. 2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить задания № 9, № 10, № 11 IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что закрепляли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.