Урок 2.Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложений 4 класс.
Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложений
Цели: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме; учить находить грамматическую основу и устанавливать связь слов в предложении.
Ход урока
1. Введение в тему Вова записал слова: я, за, масло, пью, чай, ем, колбасу, руки, хлеб, сажусь, стол. С этими словами он написал рассказ о том, как он завтракает. Хороший рассказ у него получился. А вы сумеете написать рассказ с этими словами?(Ученики составляют предложения. Получается небольшой рассказ.) Что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры. Какие знаки препинания ставятся в конце этих предложений? Если мысль закончил ты, Записал на строчку, Не забудь, в конце поставь Кругленькую точку. Чувства сыплются наружу! Восхищение в словах. Торжество, тревога, ужас - Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты? Значит и в т...традке Знак вопроса смело ставь, Будет всё в порядке!
(Дети читают стихи, пытаются их запомнить.)
2. Словарная работа Найдите слово с пропущенной буквой. Что такое тетрадь? Как бы вы дали ей определение? (Тетрадь — сшитые листы чистой бумаги в обложке.) К истокам слова. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и сложили в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой. (Г. Юрмин) Подберите однокоренные слова. (Тетрадь,тетрадка, тетрадочка, тетрадный.) (Учитель читает стихи Б. Беловой.)
- Я начинаю новую тетрадь. Как снег белеет первая страница. Тетрадь с волнением торопится узнать, Какая ей досталась ученится.
Помним, что тетрадь — это лицо ученика, писать в ней надо чисто, аккуратно. Очень аккуратно спишите то четверостишие, в котором встретилось слово тетрадка. Поставьте в нём ударение, подчеркните безударный гласный.
3. Отличие предложений от словосочетаний Выпишите в левую колонку предложения, а в правую словосочетания. Стрекозы примчались. Голубые стрекозы. Осенние листья. Листья опали. Бежит река. Бегущий мальчик.
(При проверке ребята доказывают, что является предложением, а что-словосочетанием.) Откройте учебники на странице 5 и прочтите сведения о языке.(Дети читают.) Как устанавливается связь в предложении? (По вопросам.) Какие слова составляют словосочетание? (Слова, связанные друг с другом по смыслу и по форме, составляют словосочетание.) Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.)
4. Физкультминутка 5.Работа по теме урока Упражнение 7 (Страница 6.) Прочитайте загадку, отгадайте её. (Дерево.) Какие члены предложения выделены в каждом предложении? (В каждом предложении выделена грамматическая основа.) Во всех предложениях назовём словосочетания и запишем их с вопросами. Помним, что сначала находим слова, связанные по смыслу с подлежащим, затем со сказуемым, после этого — от второстепенных членов ставим вопросы. 1) За окошком на виду Книга выросла в саду. (Выросла (где?) за окошком; выросла (где?) на виду; выросла (где?) в саду.)
2) Зазвенели со страниц Голоса весёлых птиц.
(Голоса (кого?) птиц; зазвенели (откуда?) со страниц; птиц (каких?) весёлых.)
3) Ветер мимо пролетал, Книгу всю перелистал. (Пролетел (где?как?) мимо; перелистал (что?) книгу; книгу (какую?) всю.)
6. Подведение итогов урока Чем занимались на уроке? Чему научились? Задайте друг другу вопросы по теме урока. (После того как ученики повторят постановку знаков препинания в конце предложений, можно предложить им материал «Это интересно».)
Это интересно Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой? Испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце этих предложений (!?), но и вначале их в перевёрнутом виде (¡¿). При Ломоносове, более двухсот лет назад, восклицательный знак называли «удивительным» знаком.