Урок 1.Предложение (синтаксис и пунктуация) 4 класс.
Предложение (синтаксис и пунктуация)
Тема урока: Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания
Цели: обобщить знания о предложении; развивать умение распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, употреблять их в речи.
Ход урока
1. Введение в тему урока Посмотрите на доску, прочитайте то, что там написано: Хорошо мы отдыхаем все мы любим лаг...рь свой никогда в нём не скучаем и не просимся домой. Что здесь написано? (Дети определяют, что здесь 3 предложения, но они не отделены друг от друга. Они называют их и определяют границы.) А что такое предложение? (Предложение — это группа слов связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.) Какие бывают предложения? (Повествовательные, вопросительные, восклицательные.) Что вы ещё помните о предложении? (Предложения бывают по составу распространёнными и нераспространёнными, могут состоять из одного, двух и более слов.) Молодцы! На этом уроке мы будем закреплять наши знания о предложении, учиться различать предложения по цели высказывания и учиться составлять из предложений текст. 2. Чистописание, словарная работа Найдите на доске слово с пропущенной буквой. (Это слово лагерь.) Что такое лагерь? (1.Временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках. Туристический лагерь. 2. Воспитательно-оздоровительное учреждение для школьников, студентов, спортсменов. Спортивный лагерь. ) Произнесите слово орфоэпически (так, как говорим). А сейчас орфографически. (Проговаривают 3 раза.) Спишите то предложение, в котором есть это слово. (Дети пишут предложение: Все мы любим лагерь свой!) Поставьте в слове лагерь ударение, подчеркните букву, которой обозначен безударный гласный звук. 3. Работа по теме урока Откройте учебник на странице 2. Познакомимся с условными обозначениями. (Ребята называют, что обозначает каждый знак в учебнике.) Рассмотрите иллюстрацию на странице 3. Как вы думаете, что учитель-лев объясняет своим ученикам? Прочитайте сведения о языке, сравните с тем, что мы сегодня вспомнили. (Несколько или один ученик читают сведения по теме.) Упражнение 2 (страница 4). Прочитайте текст. Объясните, можно ли предложения этого текста использовать в качестве примеров к заданию 1. (Да можно.) (Ребята читают сведения и дополняют их примерами.) Дополните текст повествовательными и побудительными (восклицательными по интонации) предложениями. Урок мы начали с текста о лагере. Кто из вас был летом в лагере? В каком? А кто ещё где побывал? Составьте и запишите 2-3 предложения.(Ученики составляют и записывают. После записи несколько учеников зачитывают написанное.) 4. Физкультминутка 5. Продолжение работы по теме Упражнение 4 (страница 5). Прочитайте строки из стихотворения В. Орлова. Сколько здесь предложений? (4.) Прочитайте предложения, дайте им характеристику. Спешите стихи. Подчеркните в предложениях главные члены.(Проверка после выполнения.) Упражнение 5 (страница 5). (Ученики читают задание 5 к тексту, выполняют его устно. После устного выполнения записывают получившийся текст (если есть время, если нет — можно задать упражнение на дом.) 6. Подведение итогов урока Чему научились на уроке? Что такое предложение ? какие бывают предложения ?