ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (с.25) Цели: продолжать работу по закреплению порядка действий в выражениях со скобками и без них, закреплять также решение задач, условие которых оформляется табличкой, повторять табличные случаи умножения и деления с числами 2 и 3. Ход урока I. Организационный момент. Весёлый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. II. Математический диктант. а) число 17 увеличьте на 73 б) вычислите сумму чисел 52 и 19 в) из какого числа надо вычесть 32,чтобы получить 18? г) увеличьте число 71 на 27 д) на сколько 90 больше 34? е) вычислите сумму чисел 27,43 и 16 ж) найдите разность,если уменьшаемое 52,вычитаемое 37 з) что больше и на сколько сумма 25 и 39 или разность 78 и 9? и) В бак машины долили 23 литра бензина, и в нём стало 50 литров.Сколько литров бензина было в баке сначала? III. Работа над пройденным материалом. 1. На этом уроке продолжается работа по отработке навыка решать выражения со скобками и без скобок. Можно выполнить и вывесить в классе плакат, иллюстрирующий порядок выполнения действий:
Находя значения выражений (задание № 1), ученики рассуждают в соответствии с заданиями плана сначала вслух, потом про себя. № 1: 18 : (11 – 5) + 47 Дети. В этом выражении есть скобки, значит, первое действие выполняется в скобках. Затем за скобками выполняется деление, а потом сложение. Задание № 2 – более творческого характера. Учащиеся должны сначала проставить порядок действий, а затем подобрать правильно числа, чтобы найти значение выражений. Ученики выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой. 2. Решение задач. Задание № 3 выполняется под руководством учителя. Дети сначала составляют и решают первую задачу по первой строчке таблицы. Затем, наблюдая, как изменяются данные в таблице во 2-й и 3-й строчках, составляют и решают еще 2 обратные задачи. 3 х 2 = 6(м) Ответ: 6 метров ткани израсходовали на все костюмы. 6 : 2 = 3(м) Ответ: 3 метра ткани идёт на один костюм. 6 : 3 = 2(к.) Ответ: 2 костюма можно сшить из 6 метров ткани. Задание № 4 учитель предлагает детям выполнить самостоятельно. Учитель оказывает помощь тем учащимся, которые сомневаются в записи условия или решения. 3. Работа над геометрическим материалом. Выполняя задание в самом низу на с. 47, учащиеся выделяют лишнюю фигуру – треугольник, если фигуры рассматривать по форме. Можно выделить лишним синий прямоугольник, если рассматривать фигуры по цвету. IV. Итоги урока. Учитель. Ребята, что повторяли мы сегодня на уроке? Домашнее задание.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. (с. 26 - 28) Цели: закреплять табличные случаи умножения и деления с числами 2, 3, ; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать творческое мышление,умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. Вместо устного счёта можно провести индивидуальную работу на листочках. Составьте программу действий и найдите значение выражения. 30 - 4 + 21 - 8 24 : 3 : 4 х 5 14 : 7 х 2 + 6 х (11 - 7) Решите уравнения: а - 13 = 4 6 х у = 18 Решите задачу: На 1 рубашку идёт 3 метра ткани.Сколько ткани идёт на 5 рубашек?
III. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. №7(с.26) Прочитайте условие задачи. Слив - 26к. Груш - ? на 6 к. больше Яблок - ? на 5к. больше 1) 26 + 6 = 32(к.) груш 2) 32 + 5 = 37(к.) Ответ: 37 корзин яблок собрали в саду. Решение задачи №9(с.27) Прочитайте условие задачи. - О чём говорится в задаче? - Что значит столько же? - Что ещё известно в задаче? - Что надо узнать в задаче? Было - ? т. Раздала - 35т. и 35т. Осталось - 18т. 1) 35 + 35 = 70(т.) раздала 2) 70 + 18 = 88(т.) Ответ: 88 тетрадей было у учительницы. 2.Решение примеров.№ 10 81 - ( 52 - 9) 6 х 3 : 2 18 : 6 х 2 № 11. Дети исправляют ошибки в примерах и записывают правильно. 3.Решение уравнений.№ 17(2) Повторяются правила; один ученик решает около доски. 38 + х = 50 х - 17 = 20 40 - х = 19 х = 50 - 38 х = 20 + 17 х = 40 - 19 IV. Итоги урока. Учитель. Что мы закрепляли сегодня на уроке? Домашнее задание.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 "УМНОЖЕНИЕ НА 2 И 3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УМНОЖЕНИЕ". Цель: контроль знаний и умений учащихся по пройденному материалу; выявление существующих пробелов в знаниях. I вариант 1. Девочка прочитала в первый день 16 страниц, а во второй - 14. После этого ей осталось прочитать 18 страниц. Сколько всего страниц в этой книге? 2. Карандаш стоит 3 рубля. Сколько стоят 9 таких карандашей? 3. Решите уравнения: х + 36 = 56 х – 13 = 20 4. Решите примеры: 8 · 2 6 · 3 15 : 5 21 : 3 3 · 8 12 : 6 18 : 2 4 · 3 2 · 9 5. Найдите значение выражений: 60 – (24 + 3) : 3 = 24 : 3 + 9 · 2 =
II вариант 1. В первый день школьники окопали 18 деревьев, во второй - 12 деревьев. После этого им осталось окопать 14 деревьев.Сколько деревьев было нужно окопать школьникам? 2. В пакете 7кг картофеля. Сколько кг картофеля в трёх таких пакетах? 3. Решите уравнения: х + 48 = 96 х – 23 = 8 4. Решите примеры: 12 : 3 8 · 2 24 : 8 5 · 3 18 : 3 3 · 7 14 : 2 2 · 5 27 : 9 5. Найдите значение выражений: 35 + (71 – 65) · 3 18 : 3 + 8 · 2
УМНОЖЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ, НА 4 И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ. (с. 30) Цели: составить с учащимися и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 4; использовать полученные знания при решении задач и примеров; вспомнить взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость; совершенствовать навык решения уравнений. Ход урока I. Организационный момент. Таблицу умножения продолжим составлять. Знайка-математик будет помогать. Секрет числа " четыре" откроет он для нас И только на " отлично" учиться будет класс. II. Устный счёт. 1. 57 – 42 22 – 7 65 – 50 78 – 63 49 – 35 36 – 21 III. Работа над новым материалом. Таблицы умножения и деления с числом 4 являются новыми (аналогичные таблицы с числами 2 и 3 рассматривались во 2 классе), поэтому при их составлении надо больше уделить внимания как способу получения результатов, так и их запоминанию. Таблицы на деление составляются, используя связь между компонентами и результатом действия умножения. После этого учащиеся выполняют задание № 1 с последующей проверкой. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. IV. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. Перед выполнением задания № 2 учитель должен вспомнить с учащимися взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость. Учитель. Как найти цену, если известны количество и стоимость? Дети. Надо стоимость разделить на количество. Учитель. Как найти количество, если известны цена и стоимость? Дети. Надо стоимость разделить на цену. Учитель. Как найти стоимость, если известны цена и количество? Дети. Надо цену умножить на количество. После этого записывают в таблицу условие задачи, и дети решают задачу самостоятельно. Цена Количество Стоимость 4р. ? шт. 32р. 32 : 4 = 8(ручек) Ответ: 8 ручек продали.
В задании № 4 два вопроса. Можно предложить учащимся I варианта ответить на первый вопрос, а учащиеся II варианта отвечают на второй вопрос. Дети решают задачу самостоятельно. Учитель помогает учащимся, которые затрудняются в записи условия или решения задачи. После этого проводится проверка. 1 бригада - 6 человек 1 бригада - 6 человек 3 бригады - ? человек 2 бригады - ? человек 2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить решить уравнение № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Учитель. Что повторяли на уроке? Домашнее задание.