Цель урока: формировать умение “читать” картину, понимать идейный замысел художника; развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, литературную речь учащихся; воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук. Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент
(проверка готовности учащихся к уроку) II. Подготовительная беседа
Тает снежок. Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?
СЛАЙД 1
Какие признаки весны можно заметить? (День стал длиннее. Солнце светит ярче. Капель. Воробьи стали веселее чирикать. Появляются проталины.)
– Кто из вас слышал о художнике Константине Федоровиче Юоне?
СЛАЙДЫ
– Знакомы ли вы с его картинами?
СЛАЙДЫ
Широко известны его картины “Весенний солнечный день”, «Мартовское утро», “Конец зимы”.
К. Ф. начал рисовать еще в детстве, в восемь лет, всю свою жизнь.
Он посвятил живописи. Свое детство он провел на московской окраине в Лефортово.
К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он с удовольствием и восторгом писал пейзажи русской природы, а на ее фоне часто изображал жизнь русского народа на улицах города или деревни. Поэтому его называли поэтом русского села.
III. Знакомство с картиной СЛАЙД Молчаливое рассматривание под музыку Чайковского “Времена года”.
IV. Работа над содержанием картины
– Что изобразил художник? (Видимо, окраину деревни. За домом холмы, поросшие лесом СЛАЙД Рассмотрим внимательнее и попробуем описать подробнее. (На переднем плане деревянный дом. На крыше лежит снег. От дома тянется забор. Он местами разобран. Около забора – поленница дров. Дом окружен высокими стройными берёзами. От стволов берез на снег легли голубые тени. Немного дальше, в глубине поляны, видим небольшой домик…Лыжники спешат покататься по последнему снегу.)
– Какое время года изобразил автор? (Конец зимы, середина дня.)
– Как передал художник это время года? ( Все залито ярким солнцем. Сероватый пористый снег искрится. От берёз протянулись длинные по- весеннему голубые тени. Лес на холмах потемнел. По краям дорожки видны проталины. На крыше дома снег тоже подтаял. Воздух прозрачный. Небо ярко-голубое, светлое. Такое небо бывает ранней весной в полдень.)
– Кто изображён на картине “Конец зимы” К.Ф. Юона?
– Какими красками пользовался художник? (Светлые: голубые, розоватые)
– Какие чувства вы испытываете, глядя на картину? (По-весеннему приподнятое) Как можно начать сочинение (Картина Юона переносит нас на окраину деревни… Яркий солнечный свет заливает заснеженную поляну, дом, лес на холмах… Что будете описывать и в какой последовательности? (деревянный дом, дрова, забор, березы, лыжники) Чем закончите сочинение? (Отношение к картине)