Пятница, 20 Сен 2019, 10:33
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [280]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51512


Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА. ОКОНЧАНИЕ
Урок русского языка в 3 классе
по системе: «Школа 2100»

Тема урока:
«Части слова. Окончание. Основа.»



Учитель: Костылева А.Н.,
высшая квалификационная категория

Цель:
создание условий для закрепления знаний по теме « Части слова», формировать умение разбирать слово по составу;

развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание, умения выделять главное, обобщать изученное;
воспитывать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу, воспитывать самостоятельность.
Работать над формированием УУД:
Личностных:
интерес к познанию русского языка; предпосылки для готовности само-стоятельно оценить успешность сво¬ей деятельности на основе предло-женных критериев; понимание нравственного содержа¬ния собственных поступков, поступ¬ков окружающих людей;
Регулятивных:
контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным матери-алом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Познавательных:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в содружестве с одноклас¬сниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явле¬ний; делать выводы на основе обобщения знаний
Коммуникативных:
договариваться, приходить к обще¬му решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и пози¬цию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы и приемы обучения: проблемные, практические (упражнения, наблюдения), наглядные (иллюстрации), словесные (работа с книгой, рассказ, эврестическая беседа).
Технологии: личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Планируемый результат: осознание учащимися ценности изучаемого материала; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке; разбирать слова по составу.

Ход урока.
Ι. Оргмомент.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. Повернитесь, поздоровайтесь ( кивком головы)
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова «познавать».

- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.
Откройте тетради, запишите сегоднешнее число: Одиннадцатое декабря. Выделите орфограммы.
2. Сообщение темы, цели урока
-Начнем урок с высказывания. Прочитайте ее. Слайд №1
«Ни шагу без мысли»

В чем смысл этого высказывания? ( Он будет девизом нашего урока)

ΙΙ. Актуализация знаний.
1. Рассказ учителя.
- А что бы определить тему урока, послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
2. Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
На доске.

ТЕМА: Части слова.
Рефлексия: определите на какой ступеньке вы находитесь по знанию частей слова.

Поставьте цель урока. ( Узнать все про части слова) Слайд №2
- Молодцы! Спасибо
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы будем получать новые знания о частях слова, тренироваться в выполнении разбора слова по составу.
Минутка чистописания
нькоре енькор
- Определите закономерность в последовательности букв.
- Запишите красиво и аккуратно эти буквосочетания. Продолжите до конца строки.
- Кто заметил, какое слово получается из этого буквосочетания? (корень)
А что такое корень? Как его определить? (Подобрать однокоренные слова- общий лексический смысл)
А какие части слова вы еще знаете, мы вспомним, выполнив задание.

ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы.
1) Игра «Соберём слово». Слайд №3
(Ученик с обратной стороны доски пишет слово).
1) Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.
2) Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.
3) Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.
подсказк
Проверка.
- Прочитайте, что вы записали (подсказк).
- Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради - зелёной пастой – подсказка).
- Подчеркните орфограммы в этом слове.
Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова.
- Что же это за часть слова?
- Окончание.
У.
- Молодцы! Это же новая часть слова.
Давайте с ней познакомимся.

Послушайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
- О чем эта загадка? (о березе)
- Что можете рассказать о слове береза?
(Слово береза обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Это имя существительное, стоит в единственном числе, 3 слога, второй слог ударный, безударная гласная в корне слова е, нужно запомнить, это слово из словаря, 6 букв, 6 звуков, 3 гласных, 3 согласных)
- Слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее»
- запишите это слово словарное слово в тетрадь,
- подберите однокоренные слова, докажите, что это слова однокоренные; выделите в них корень (березка, подберёзовик, берёзовый, березняк)
работают по одному у доски
IV. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

- Перед вами слайд №4
Прочитайте. Вставьте самостоятельно пропущенное слово береза. Обозначьте ту часть слова, которая изменяется.
_________ называют символом России.
Русь моя, люблю твои _______!
_______ воспета в произведениях русских поэтов .
На _________ распустились почки.
Под _______ нашли грибок.
V. Выявление места и причины затруднения
- Какие слова написали (березу, березы, берёза, на березе, под берёзой)
Какая часть слова изменилась? Слайд № 5
Расскажите об окончании. (высказывают….)
- У кого были затруднения?
- Почему не можете рассказать? (не знаем ничего об этой части слова, знаний не хватает)
-Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова, научиться находить ее в слове)
-Какая тема нашего урока? (тема на доске. Окончание.)
VΙ. «Открытие» нового знания»
Что поможет нам рассказать об этой части слова? (План) Слайд № 6
ПЛАН.
Название.
Место в слове.
Обозначение.
Особенность.
Роль окончания.

Что мы должны узнать про новую часть слова? ( Роль окончания)

Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.

- Прочитайте задание.
- Прочитайте слова 1 строчки.
- Понятен ли смысл каждого из них?
- Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)
- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).
- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса)
1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.
- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли? (Чтоб был понятен смысл предложения) Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Прочитайте слова на 2 строчке.
- Что вы можете сказать?
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
- Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).
(- Записали, проверяем.).
- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)
У. Роль окончания. ( Служит связи слов в предложении.)
Краткий итог учителя……Окончание служит для связи слов в предложении
Физминутка
«Слуховая зарядка»
Хлопните всего разок,
Если в слове есть предлог
А приставку услыхали –
Хором все её назвали.
Если же их в слове нет –
То молчание в ответ..
(Поехать, помидор, на улице, нарубил, замок, за горой, запомнил)
- Ребята, а о какой части слова мы сегодня ещё не говорили на уроке?
- Эта часть называется основа слова. Встречались мы раньше с этой частью слова? …….
Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)
Уточните тему урока (Основа)
- Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то –
№ Утверждение + Да/нет - + Да/нет -
1. Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание
2. Верите ли вы, что окончание значимая часть слова
3. Верите ли вы что, это в основу слова входит суффикс, приставка и корень, и это изменяемая часть слова
4. Верите ли вы, что основа слова - это изменяемая часть слова
Отложите в сторону лист к таблице вернемся позже
Где можем еще узнать о новой части слова?
VΙΙ. Работа с текстом
Слайд №7
Прочитайте текст, делая соответствующие пометы по ходу чтения. Логичнее знаки здесь:
-Что знали? (+)
-Что новое в этом тексте для вас? (!)
-Какие остались вопросы? (?)
Энциклопедическая справка
В русском языке есть значимые части слова. Это корень, суффикс, приставка, окончание. У каждой части слова есть своя работа. Поэтому их называют значимыми. В корне заключен смысл всех однокоренных слов. Приставка и суффикс образуют новые слова.
Но есть неизменяемая часть слова. Это основа слова. В нее входят корень, приставка и суффикс.
- Где можем проверить наши знания, которые открыли (в учебнике, в энциклопедии, в справочниках)
Вернитесь к таблице и заполните 2 колонку
Где проверим наши выводы?
- Откройте учебник с. 122, прочитайте правило
- Какое уточнение нужно внести в правило (что окончание - значимая часть слова)
-Что входит в основу слова? (корень, суффикс, приставка)
-Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове (изменить слово)
- Теперь я предлагаю вернуться к карточке с утверждениями и исправить ошибки в утверждениях если они есть.

Вывод. Слайд № 8

Физминутка для глаз. Слайд №9

VΙΙΙ. Первичное закрепление с проговариванием
- Правило вывели, какой следующий шаг? (тренировка)
Упр. № 176
- Дополняю вам задание. Выделите в слове окончание и основу.
Нахожу окончание
Нахожу основу - ежик-
Потренировались. Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу)
Упр.177 ( по вариантам)
Проверка: обмен тетрадями. Оцените работу соседа.
I. Проверка знаний умений и навыков.
- Перед вами тест, проверьте свои знания по теме урока.

Тест (вариант 1)

1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П - неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы - для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова

Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
Тест ( вариант 2)
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Какое слово у вас получилось? (Знатоки)
Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

. Итог урока: Какие цели ставили? Достигли их?

Как мы работали? : Не покладая рук. Или Сложа руки.
Как усвоили тему? : В одно ухо влетело, в другое вылетело. Мотали на ус.

Рефлексия: определите на какой ступеньке теперь вы находитесь по знанию частей слова.

Синквей ( по теме: «Окончание слова»)
Выставление и комментирование оценок
VIII. Домашнее задание: упр.182
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: (23 Янв 2014)
Просмотров: 2136 | Рейтинг: 1.3/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
20 Сен 2019
10:33


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Сценарий Осеннего бала для старшеклассников "...
Рассказ танкиста
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Детство Л.Н. Толстого
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz