Правописание глаголов с -тся, -ться. От слов и ум к высотам устремляется.
Русский язык Тема: Правописание глаголов с -тся, -ться. От слов и ум к высотам устремляется.
Цель: -создать условия для знакомства с правописанием глаголов с -тся, -ться, дать понятие «возвратные глаголы"; - способствовать развитию умения делать выводы, расширению кругозора учащихся; - содействовать развитию культуры речи учащихся. Ход урока: Орг.момент - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сегодня продолжаем новое открывать, Как правильно глаголы нам писать. Актуализация знаний. 1)Беседа -Что такое глагол? -Что вы знаете о глаголе?(изменяются по временам; н.вр., б.вр.-по лицам и числам, пр.вр.-по родам и числам) -Приведите примеры глаголов 1, 2, 3 лица. (по рядам) -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? -А изменяются ли глаголы в неопределенной форме?(не изменяются) 2)Подготовка к новой теме (на доске): интересуется удивляться стараться старается удивится интересоваться -Посмотрите внимательно на глаголы. На какие 2 группы можем их разбить? Почему? Объясните. -Запишите эти глаголы в два столбика, оставив пустой одну строчку.(Проверка по таблице на доске.) 3.Постановка учебной проблемы. -А вот почему у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь, нам предстоит узнать по ходу нашего урока-исследования.
4.Сообщение темы и целей урока. -Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. -Чему мы с вами будем учиться на уроке? (высказывания детей.) -Молодцы! -Как вы же знаете у нас в Белгородской области действует программа по борьбе со сквернословием, поэтому мы будем не только учиться правильно писать глаголы с -тся, -ться, но и поговорим о силе и чистоте русского языка. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «От слов и ум к высотам устремляется…»
5.Работа над новым материалом. 1)Открытие детьми новых знаний. -Может, кто-то из вас догадался и сможет сейчас сделать предположение, в каких случаях у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь? (Свободные высказывания детей) -В какой форме стоят глаголы в первом столбике? Запишите над глаголами 1 столбика. -В какой форме стоят глаголы во втором столбике? Запишите над глаголами 2 столбика. -Какой же вы можно сделать вывод о правописании данных глаголов? -А теперь сравните свой вывод с правилом. Переверните листок, который лежит у каждого на парте. Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ? , то это глаголы настоящего и будущего времени 3 лица и в них с суффиксом -СЯ не пишется мягкий знак. Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? , то это глаголы в неопределенной форме и в них пишется мягкий знак. -Молодцы! Вы исследовали правило самостоятельно. А теперь нам предстоит применить новые знания на уроке. 2)Применение новых знаний. (Дифференцированная работа) -Сейчас мы обратимся с вами к устному народному творчеству, а именно к пословицам. Скажите, в каких случаях люди используют пословицы в своей речи в повседневной жизни? -Кому понятно, в каких случаях пишется -ться с ь, а когда без ь, и сможет это объяснить? Поднимите руку. Вы будете работать самостоятельно – вам задание: списать пословицы, вставив пропущенные буквы. *Самостоятельная работа с карточками.
Пословицы и поговорки скучать не дают. Честное слово не таится. Умный любит учиться, а глупый учить. -А со всеми остальными мы будем работать вместе. Нужно из пословиц выписать глаголы, объяснить их правописание. (По цепочке у доски и в тетрадях) Грамоте учиться – всегда пригодится. Пословица не даром молвится. Если говорить, до всего можно договориться. От бранного слова гнев родится. -Из последней пословицы самостоятельно выпишите глагол, объяснив его правописание. *Проверка самостоятельной работы – назвать глагол и объяснить правописание. -Как вы понимаете пословицу «От бранного слова гнев родится.»? (высказывания детей.) -Поэтому мы должны с вами говорить осмысленно, обдумав каждое слово, чтобы ненароком не обидеть собеседника сказанным. 6.Закрепление полученных знаний. 1) Разбор глаголов по составу. - Бывают разные слова, Те, прозвучав, как в воду канут, От тех кружится голова, Ну а от многих уши вянут. -Как вы понимаете слова русского литератора Севруса? -Найдите и выпишите глагол настоящего времени единственного числа. -Почему написали -тся без ь? Какую еще грамматическую категорию можем определить у этого глагола? (лицо). Определите. -Скажите, когда от слов может кружиться голова? (Когда они нравятся) -Запишите глагол «нравятся». Объясните написание. -Разберите записанные глаголы по составу.(1 учащийся у доски) 7. Расширение кругозора учащихся. Знакомство с познавательным материалом. -А может, кто-то знает, как называется суффикс -СЯ? -А хотите узнать, как он называется и как так получилось, что суффикс оказался после окончания? Давайте посмотрим сказку и немного отдохнем.
Показ сказки. (Проектор.) 8.Творческая работа -Так как же называются глаголы, с правописанием которых мы познакомились на уроке? -Возникло ли у кого-то желание после услышанной сказки сочинить свою о правописании ь в глаголах с -тся. Желающие могут приступить к работе. (по аналогии с показанным). *Остальные. Письмо под диктовку: От слов и ум к высотам устремляется. - Как вы понимаете эти слова? (1 учащийся за доской разбирает слово устремляется по составу) - Охарактеризуйте предложение, сделайте его синтаксический разбор предложения. (с комментированием) 9. Итог урока. Рефлексия. - А что нового узнали на уроке? - Давайте выразим свои мысли, записав акротекст к слову «слово». - А закончить наш сегодняшний урок хочу словами: Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести, Оскорбить и безжалостно ранить. А поэтому скажем себе сурово: «Чтобы не было в жизни ненужных бед, Надо думать, ребята, над каждым словом, Ибо слов невесомых на свете нет!» (Э.Асадов) - Спасибо за работу. Урок окончен.