Пятница, 17 Май 2024, 05:22
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Правописание глаголов с -тся, -ться. От слов и ум к высотам устремляется.
Русский язык
Тема: Правописание глаголов с -тся, -ться. От слов и ум к высотам устремляется.

Цель: -создать условия для знакомства с правописанием глаголов с -тся,
-ться, дать понятие «возвратные глаголы";
- способствовать развитию умения делать выводы, расширению кругозора учащихся;
- содействовать развитию культуры речи учащихся.
Ход урока:
Орг.момент
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня продолжаем новое открывать,
Как правильно глаголы нам писать.
Актуализация знаний.
1)Беседа
-Что такое глагол?
-Что вы знаете о глаголе?(изменяются по временам; н.вр., б.вр.-по лицам и числам, пр.вр.-по родам и числам)
-Приведите примеры глаголов 1, 2, 3 лица. (по рядам)
-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
-А изменяются ли глаголы в неопределенной форме?(не изменяются)
2)Подготовка к новой теме (на доске):
интересуется удивляться
стараться старается
удивится интересоваться
-Посмотрите внимательно на глаголы. На какие 2 группы можем их разбить? Почему? Объясните.
-Запишите эти глаголы в два столбика, оставив пустой одну строчку.(Проверка по таблице на доске.)
3.Постановка учебной проблемы.
-А вот почему у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь, нам предстоит узнать по ходу нашего урока-исследования.

4.Сообщение темы и целей урока.
-Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
-Чему мы с вами будем учиться на уроке? (высказывания детей.)
-Молодцы!
-Как вы же знаете у нас в Белгородской области действует программа по борьбе со сквернословием, поэтому мы будем не только учиться правильно писать глаголы с -тся, -ться, но и поговорим о силе и чистоте русского языка. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: «От слов и ум к высотам устремляется…»

5.Работа над новым материалом.
1)Открытие детьми новых знаний.
-Может, кто-то из вас догадался и сможет сейчас сделать предположение, в каких случаях у одних глаголов пишется тся без ь, а у других – с ь? (Свободные высказывания детей)
-В какой форме стоят глаголы в первом столбике? Запишите над глаголами 1 столбика.
-В какой форме стоят глаголы во втором столбике? Запишите над глаголами 2 столбика.
-Какой же вы можно сделать вывод о правописании данных глаголов?
-А теперь сравните свой вывод с правилом. Переверните листок, который лежит у каждого на парте.
Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ? , то это глаголы настоящего и будущего времени 3 лица и в них с суффиксом -СЯ не пишется мягкий знак.
Если глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ? , то это глаголы в неопределенной форме и в них пишется мягкий знак.
-Молодцы! Вы исследовали правило самостоятельно. А теперь нам предстоит применить новые знания на уроке.
2)Применение новых знаний. (Дифференцированная работа)
-Сейчас мы обратимся с вами к устному народному творчеству, а именно к пословицам. Скажите, в каких случаях люди используют пословицы в своей речи в повседневной жизни?
-Кому понятно, в каких случаях пишется -ться с ь, а когда без ь, и сможет это объяснить? Поднимите руку. Вы будете работать самостоятельно – вам задание: списать пословицы, вставив пропущенные буквы.
*Самостоятельная работа с карточками.

Пословицы и поговорки скучать не дают.
Честное слово не таится.
Умный любит учиться, а глупый учить.
-А со всеми остальными мы будем работать вместе. Нужно из пословиц выписать глаголы, объяснить их правописание. (По цепочке у доски и в тетрадях)
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Пословица не даром молвится.
Если говорить, до всего можно договориться.
От бранного слова гнев родится.
-Из последней пословицы самостоятельно выпишите глагол, объяснив его правописание.
*Проверка самостоятельной работы – назвать глагол и объяснить правописание.
-Как вы понимаете пословицу «От бранного слова гнев родится.»? (высказывания детей.)
-Поэтому мы должны с вами говорить осмысленно, обдумав каждое слово, чтобы ненароком не обидеть собеседника сказанным.
6.Закрепление полученных знаний.
1) Разбор глаголов по составу.
- Бывают разные слова,
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут.
-Как вы понимаете слова русского литератора Севруса?
-Найдите и выпишите глагол настоящего времени единственного числа.
-Почему написали -тся без ь? Какую еще грамматическую категорию можем определить у этого глагола? (лицо). Определите.
-Скажите, когда от слов может кружиться голова? (Когда они нравятся)
-Запишите глагол «нравятся». Объясните написание.
-Разберите записанные глаголы по составу.(1 учащийся у доски)
7. Расширение кругозора учащихся.
Знакомство с познавательным материалом.
-А может, кто-то знает, как называется суффикс -СЯ?
-А хотите узнать, как он называется и как так получилось, что суффикс оказался после окончания? Давайте посмотрим сказку и немного отдохнем.

Показ сказки. (Проектор.)
8.Творческая работа
-Так как же называются глаголы, с правописанием которых мы познакомились на уроке?
-Возникло ли у кого-то желание после услышанной сказки сочинить свою о правописании ь в глаголах с -тся. Желающие могут приступить к работе. (по аналогии с показанным).
*Остальные.
Письмо под диктовку: От слов и ум к высотам устремляется.
- Как вы понимаете эти слова?
(1 учащийся за доской разбирает слово устремляется по составу)
- Охарактеризуйте предложение, сделайте его синтаксический разбор предложения. (с комментированием)
9. Итог урока. Рефлексия.
- А что нового узнали на уроке?
- Давайте выразим свои мысли, записав акротекст к слову «слово».
- А закончить наш сегодняшний урок хочу словами:
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!» (Э.Асадов)
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (31 Янв 2012)
Просмотров: 2700 | Рейтинг: 1.0/ 19 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
17 Май 2024
05:22


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz