Четверг, 02 Май 2024, 08:25
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Поэтическая тетрадь 2. Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»
Н.А. Некрасов. «Славная осень!..»,
«Не ветер бушует над бором...»

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.А Некрасова; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Прочитайте стихотворение (на доске) «птичьим базаром».
Под ногами листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха, Шуршонок -
Папа мама и ребёнок.
(В. Голяховский)
Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха, Шуршонок.)
Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [ш].)
(Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)
Прочитайте стихотворение красиво, как хотел донести до нас автор. (Чтение учащихся.)
III. Введение в тему
1. Беседа о стихотворении В. Голяковского.
О каком времени года говорится в этом стихотворении? (В нём говорится об осени.)
А вы любите осень? Чем она вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)
Какие стихи об осени вы помните наизусть?
2. Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа.
Сегодня мы с вами ознакомимся ещё с одним стихотворением, посвящённым этому времени года. Учитель читает наизусть стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова.
3. Беседа после чтения:
Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение? (Ученики говорят о своём настроении.)
Перечитайте стихотворение. Найдите в нём сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, даётся время на каждое сравнение.)
Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лёд на речке, опавшие листья, осень? (Лёд он сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат как ковёр.)
Как автор называет осень и с какой интонацией? (Он называет её «славная осень!»,с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это предложение дважды.)
Прочитайте стихотворение ещё раз, приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся.)
IV. Физкульминутка
V. Продолжение изучения темы
1. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)
Послушайте рассказ о жизни этого человека.(Учитель рассказывает о писателе.)
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877 гг.)
Некрасов Николай Алексеевич - знаменитый поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова. Человек увлекающийся и страстный, Алексей Сергеевич Некрасов очень нравился женщинам. Его полюбила Александра Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. В целом ряде стихотворений, особенно в "Последних песнях", в поэме "Мать" и в "Рыцаре на час", Некрасов нарисовал светлый образ той, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жен и матерей, как именно суровый, мнимо-"черствый" представитель "музы мести и печали".

Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева, Ярославской губернии и уезда, куда отец, вышедши в отставку, переселился. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой Николая Алексеевича. Приезд исправника в деревню всегда знаменовал собой что-нибудь невеселое: мертвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.

С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел нужду страшную, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. "Ровно три года", рассказывал он впоследствии, "я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь". Не всегда даже у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, еще полубольной, он пошел к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвел его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашел себе и заработок, написав кому-то за 15 к. прошение.

Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературное прибавление к Русскому Инвалиду" и в "Литературной Газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александринской сцене (под именем Перепельского). У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 г., с инициалами Н. Н., под заглавием "Мечты и звуки". Полевой похвалил дебютанта, по некоторым известиям к нему отнесся благосклонно Жуковский, но Белинский в "Отечественных Записках" отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему "Ганса Кюхельгартена", он сам скупал и уничтожал "Мечты и звуки", ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли).

Мы видим здесь Некрасова в сфере совершенно ему чуждой - в роли сочинителя баллад с разными "страшными" заглавиями ("Злой дух", "Ангел смерти", "Ворон" и т. п.). "Мечты и звуки" характерны не тем, что являются как бы низшей стадией в творчестве Некрасова, а тем, что они никакой стадии в развитии таланта Некрасова собой не представляют. Некрасов автор книжки "Мечты и звуки" и Некрасов позднейший - это два полюса, которых нет возможности слить в одном творческом образе.

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником "Отечественных Записок", сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его крупного ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его: "В дороге".

В 1843 - 46 годах Некрасов выпустил в свет ряд сборников: "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский Сборник". Особенный успех имел последний, в котором появились "Бедные люди" Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева "Современник".

Многие сотрудники "Отечественных Записок" бросили Краевского и присоединились к Некрасову, Белинский также перешел в "Современник" и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника "Левиафан". Этим был обеспечен успех нового предприятия. Со смертью Белинского и наступлением реакции, вызванной событиями 1848 г., "Современник", оставаясь лучшим и распространеннейшим из тогдашних журналов, пошел на уступки духу времени. Начинается печатание в "Современнике" бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов: "Три страны света" и "Мертвое озеро", писанных Некрасовым в сотрудничестве с Станицким (псевдоним Головачевой-Панаевой; см. XIII, 947).

Около середины 50-х годов Некрасов серьезно, казалось, смертельно, заболел горловой болезнью, но пребывание в Италии отклонило катастрофу. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя: Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями "Современника". Благодаря своей замечательной чуткости Некрасов становится поэтом-гражданином по преимуществу. С менее отдавшимися стремительному пороку передового движения прежними друзьями своими, в том числе с Тургеневым, он постепенно расходился, и около 1860 г. дело дошло до полного с ними разрыва.

Развертываются лучшие стороны души Некрасова; только изредка его биографа печалят эпизоды вроде того, на который сам Некрасов намекает в стихотворении: "Умру я скоро". В 1866 г. "Современник" был закрыт, но Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 г. "Отечественные Записки", поставленные им на такую же высоту, какую занимал "Современник".

В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях. Написанные за это время "Последние песни" по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. В прекрасной колыбельной песне "Баю-баю" смерть говорит ему: "не бойся горького забвенья: уж я держу в руке моей венец любви, венец прощенья, дар кроткой родины твоей... Уступит свету мрак упрямый, услышишь песенку свою над Волгой, над Окой, над Камой"...

Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Уже на самых похоронах Некрасова завязался или, вернее, продолжался бесплодный спор о соотношении между ним и двумя величайшими представителями русской поэзии - Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, сказавший несколько слов у открытой могилы Некрасова, поставил (с известными оговорками) эти имена рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: "Некрасов выше Пушкина и Лермонтова". Спор перешел в печать: одни поддерживали мнение молодых энтузиастов, другие указывали на то, что Пушкин и Лермонтов были выразителями всего русского общества, а Некрасов - одного только "кружка"; третьи с негодованием отвергали самую мысль о параллели между творчеством, доведшим русских стих до вершины художественного совершенства, и "неуклюжим" стихом Некрасова, будто бы лишенным всякого художественного значения. Все эти точки зрения односторонни.

2. Чтение стихотворения « Не ветер бушует над бором...»

Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на странице 169. Как вы думаете, о чём это стихотворение? На какую тему? ( Я думаю, что это стихотворение о зиме. Здесь нарисован Дед Мороз.)

Чтение стихотворения учителем.

Работа после чтения.

Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывание детей.)

Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)

Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой - «идёт по деревьям, шагает, трещит по замёрзшей земле». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поёт хвастливую песню.)

Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз богатырь с косматой бородой.)

Представьте себе такую картину: деревья убираются инеем, снегом, ветки их свешиваются и напоминают косматую бороду, в которой блестят, переливаются на солнце снежинки.

Найдите значение слова «палица».

ПАЛИЦА — старинное оружие — тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Прочитайте, как покоряется Морозу природа? (морозу подчиняется всё - «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Это его воины, он кажется нам всемогущем владыкой. Он всё может: « Пойду на море-океаны. Построю дворцы изо льда», «задумаю, реки большие на долго упрячу под гнёт», «построю мосты ледяные, каких не построит народ...».)

Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках? (В сказке Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный и богатый, добрый и справедливый. А в стихотворении у Н. Некрасова он — всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз воевода.)

Прочитайте выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы ваши друзья ощутили его силу и власть. (Чтение учащихся.)

VI. Итог урока

С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?

Какое стихотворение произвело на вас большое впечатление?

Чем?

Домашнее задание
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 7466 | Рейтинг: 1.0/ 18 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
08:25


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz