Организация индивидуального учебного действия учащихся в процессе обучения.
Место сомнений» и «место на оценку». На классной доске выделяется «место сомнений» и «место на оценку». Учащиеся и учитель договариваются, в какой ситуации и когда дети будут работать на той или другой части доски. Если ученик уверен и готов продемонстрировать свой способ работы, свои действия и знания учителю и другим детям, то он выходит к доске и работает на той части доски, где обозначено «место на оценку». В этом случае и учитель, и ученики обязаны оценить действия ребенка у доски. Если ребенок сомневается в своих действиях, то он работает на той части доски, где определено «место сомнений».При такой ситуации особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений. Учитель и другие ученики не имеют права на оценочные суждения. Их задача помочь данному ученику справиться с его сомнениями, трудностями, проблемами. Помочь определить возможные причины затруднений. Подобное разделение большой доски может быть использовано в классе на разных этапах разворачивания учебной деятельности учащихся. На этапе поиска способов решения учебной задачи – «место сомнений и тренировки» может использоваться для предъявления разных гипотез, вариантов, версий, подхода к решению той или другой учебной задачи. «Место на оценку» появляется только после обсуждения разных вариантов способа решения задачи и принятия одного из них как наиболее правильного, рационального. На этапе решения частных задач, когда идет отработка применения открытого детьми общего способа действия – «место сомнений» может использоваться для отработки навыка. «Место на оценку» на данном этапе учебной деятельности может появиться в любое время когда ребенок захочет предъявить свой результат работы. Для определения «места на оценку» и «места сомнений» учитель может использовать большую и маленькие доски. В разных местах класса располагаются 4-5 маленьких досок. При такой ситуации маленькие доски выполняют роль «мест сомнений», могут быть использованы детьми не только на уроках, но и на переменах, после уроков. Ученики записывают свои решения на маленьких досках, далее происходит коллективное обсуждение предложенных версий, в процессе которого дети могут выйти к маленькой доске, что бы исправить, доделать свой вариант решения, обвести свои ошибки, свои сомнения, либо вообще стереть свой вариант. Другими словами, в ходе совместной работы ребенок начинает при такой организации работы соотносить своё действие с другими и преобразовывать его.
«Стол помощников» и «стол заданий».
«Помощники» - это схемы, модели, алгоритмы действий, предметный материал – все то, что может помочь ребенку в работе над своими умениями и используется им не только как средство решения задач, но и как средство самоорганизации учебной работы. При работе с «помощниками» в классе могут быть использованы следующие методические приемы: - составление программы подготовки с выбором средств помощи; - создание индивидуальных помощников; - обоснование выбора дидактического пособия, демонстрация средств помощи; - обмен дидактическими пособиями; - сравнение и объединение средств помощи, конструирование составного помощника. «Задание» - должны носить разный характер. Они должны позволять учащимся, с одной стороны, осуществлять тренировку в совершенствовании способа действия, с другой стороны, удовлетворять разным уровням усвоению материала (репродуктивный и творческий уровни). Эти столы с «карточками – помощниками» и с заданиями находятся в классе, с которыми дети должны работать в определенной ситуации. Для самого ребенка, выбор помощников или заданий совершенно не прост. Поначалу (особенно в первом классе) ученик может допускать неправильный выбор. Во втором классе, когда возникает работа по изготовлению помощника, ученик начинает допускать ошибки другого уровня: утверждая, что изготовляет кому-то средство (помощник), на самом деле составляет задачу (только к концу 2 класса появляется четкое различение задачи и средства). «Стол помощников» и «стол заданий» позволяют учащимся различить свои действия: действие тренировки (отработка навыка, коррекция своих знаний) с использованием «стола заданий» и действия по усовершенствованию своей работы через обращение к «столу помощников». Ребенок постоянно делает выбор между способами работы («я тренируюсь дальше»или «я готов усовершенствовать свои знания») и между средствами («помощниками»), используемыми для реализации этих способов.
Урок и занятие.
Урок Учебное занятие Проходит с целым классом и длится 40-45 минут. Заканчивается по звонку, и это происходит одновременно для всех детей. Организовано с малой группой детей (половина класса) и по времени может быть не жестко регламентировано. Инициатива в окончании занятия (своего занятия) в руках ребенка. Форма коллективного действия. Действие каждого осуществляется для всех. Обязательная завершенность поставленной на уроке цели. Индивидуальный тип работы. Дети действуют по своей инициативе. Самостоятельный выбор вида и объема заданий. Занятие (по инициативе ребенка) может иметь продолжение в домашних условиях. Учитель является организатором и руководителем детских действий. Учитель – эксперт и консультант, оказывает помощь по инициативе ученика. Происходит постановка и решение учебной задачи; выделение и конструирование общего способа, средств и способов контроля и оценки. Разворачивается работа по освоению операций, входящих в состав введенного на уроке способа действия с использованием пооперационного контроля, коррекционная работа после проведения проверочных работ, отработка приемов (техники) взаимно и самоконтроля и взаимо-самооценки.
Из приведенной таблицы видно, что благодаря пространственному оформлению и содержательному представлению тренировки, как особой работы, учащиеся именно на учебных занятиях становятся более инициативны в организации своей работы, самостоятельно оценивают по заданным (или ими самими определенным) критериям свои учебные достижения. Помимо обязательного консультационно-экспертной функции, тип учебных отношений, характерных для занятия, предполагает тщательную работу учителя по наблюдению за становлением индивидуального
учебного действия: как ведет себя ученик при подборе задания; какой выбор осуществляет; совершает ли пробное действие, к кому и в какой момент обращается за помощь, какие задает вопросы, самостоятельно ли начинает и завершает свою работу на занятии, берет ли задание на дом и в каком объеме. Учебные занятия Исследовательский тип. Занятие направлено на решение нескольких задач: - изобретение новых средств (приборов, динамических моделей, схем и т.п.) - поиск интересных способов решения задачи; - выход за пределы применения известных способов (применение способа в нестандартной ситуации) Тренировочный тип. Занятие направлено на освоение способа «работа над ошибками». Цель – формирование у школьников диагностико-коррекцион-ного способа работы над ошибками (умение анализировать свою деятельность, находить причины неудач и на этой основе корректировать собственные умственные действия). Можно выделить два типа учебных занятий: исследовательский и тренировочный.
«Урок – занятие» способствует появлению новых смыслов в работе учителя – главным становится не только то, что освоил ребенок и что не освоил, но и то как обнаружить детские способы понимания, какой индивидуальный диалог построить с каждым ребенком.