1. Правила безопасности во время гололеда. 2. Правила безопасности при встрече с собакой. 3. Правила безопасности в толпе.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила безопасного поведе-ния во время гололеда, при встрече с собакой и в толпе.
Основное содержание уроков.
Постарайтесь изложить материал об опасности гололеда, подключив к обсуждению весь класс. Попросите учащихся ответить на вопрос:
Что надо делать во время гололеда, чтобы избежать падения и травм?
Акцентируйте внимание учащихся на том, что, падая во время гололеда можно получить травму. По этому надо не только быть внимательным, но и учиться падать. Смягчить падение можно, лишь активно управляя им. В этот момент нужно сжаться, напрячь мускулы и, коснув-шись земли, обязательно перекатиться.
Переходя к рассмотрению правил безопасности при встрече с собаками, укажите, что в по-следние годы стало популярным иметь собак, как охранников людей и жилья. Ввозят и разво-дят собак бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобностью. Они могут стать опасными для людей. Так, в Англии после несчастного случая с питбультерьером (собака напала на ребенка и загрызла его), эту породу официально запретили. Серьезную опасность представляет появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Поэтому в некоторых населенных пунктах (в частности в Москве) приняты правила, запрещающие детям до 14 лет сопровождать собак. Что делать, если на вас напала собака?
Предложите учащимся такую ситуационную задачу:
Вы гуляете зимой рядом с парком, вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.
Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку. 2. Убежать от нее. 3. Закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой. 4. Упасть на землю. 5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом в пол-оборота. 6. Подразнить собаку. 7. Громко позвать хозяина. 8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой. 9. Сохранять спокойствие. 10. Если собака вас укусила, надо промыть рану и обратиться к травмпункт по месту жи-тельства. 11. При покусах узнать, где живет хозяин собаки, сделаны ли ей прививки от бешенства. (5,9,7,8,11,10)
При рассмотрении опасностей, которые могут возникнуть во время пребывания на массо-вых мероприятиях с большим количеством людей, предложите учащимся решить следующую ситуационную задачу:
Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка.
Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
1. Кричать, звать родителей. 2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее. 3. Попытаться растолкать людей и найти родителей. 4. Наклониться и поднять сумку. 5. Искать своих родителей после окончания сутолоки. 6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду. 7. Стремиться покинуть толпу, используя столб, тумбу, памятник. 8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке. 9. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.
(6, 2, 5, 8, 9)
Как уцелеть в толпе?
Если вы упали, следует немедленно защитить голову руками и встать! Это очень трудно, но может получиться: надо подтянуть к себе ноги, сгруппироваться и попытаться рывком встать. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас постоянно будут сбивать. Поэтому одной ногой надо упереться (полной подошвой) в землю и резко разогнуться, используя движение толпы.
Если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками.
Находясь в толпе, старайтесь придерживаться следующих правил:
o избегать края толпы, уклоняться от стен, решеток, оград, витрин (особенно стеклянных!), набережной; o избегать всего неподвижного на пути - столбов, тумб, деревьев, стен, - иначе вас могут просто раздавить; o не цепляться ни за что руками - руки согните в локтях и прижмите к телу, а кисти рук сцепите в замок; o продумать заранее на концерте, стадионе, как вы будете выходить - стремитесь не оказаться у сцены или раздевалки; если паника все же началась, оцените обстановку и попытайтесь принять верное решение. Если толпа плотная, но неподвижная, то, чтобы выбраться, начните импровизировать, сохраняя самообладание: притворитесь, например, больным, сумасшедшим, сделайте вид, что вас тошнит и т.п.
Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы.
Чем опасен гололед? Как лучше увеличить сцепление своей обуви со льдом? Как можно смягчить падение, поскользнувшись на льду? В каких случаях собака нападает на человека? Что необходимо предпринять, если вы увидели в подъезде оставленную без присмотра или бродячую собаку? Чем опасны толпа и паника? Что нужно учитывать, собираясь на стадион, в концертный зал или другие места массового скопления людей? Как следует вести себя в толпе, если возникла паника?
Домашнее задание. Раздел 1. Глава 3. Темы: 3.1; 3.2; 3.3. Наклейте на подошву ботинок перед выходом на прогулку зимой кусок наждачной бумаги, пластыря или изоляционной ленты. Придумайте свой вариант для лучшего сцепления ботинок. Потренируйтесь правильно падать. Сначала под руководством и в присутствии взрослых, затем - самостоятельно. Предположим, что Вы собираетесь с родителями на праздничное массовое мероприятие. Вспомните о возможности возникновения паники. Продумайте, как Вы будете вести себя в толпе. Приготовьте и оденьте такие вещи, которые не будут стеснять ваших движений. Попы-тайтесь представить себе, что вы упали, и несколько раз проделайте те приемы, которые помо-гут вам встать в толпе.