Цели урока: продолжить работу над произведениями М.Ю. Лермонтова; прививать любовь к русской поэзии. Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно Прочитай те медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм. О чём скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.) Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений.) Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. III. Проверка домашнего задания Выразительное чтение стихотворения «На севере диком стоит одиноко...». IV. Ведение в тему. Работа с репродукцией Рассмотрите репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), российского живописца, передвижника. Для пейзажей Куинджи характерны романтическая приподнятость,панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения. Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину? Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.) V. Физкультминутка VI. Продолжение изучения темы 1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс». Сегодня мы ознакомимся ещё с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс». Вспомните, что такое утёс? (Утёс — это высокая скала.) Чтение стихотворения учителем. Утёс Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно,печально. Он стоит одиноко и плачет.) Сравните два стихотворения Лермонтова «На севере далёком стоит одиноко...» и «Утёс» Перечитайте их, чтобы выполнить это задание. (В этих стихотворениях совпадает настроение . Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.) Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя. Какие два образа запомнились вам? ( Образ лёгкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой,неподвижный утёс. Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс.) После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась.) Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс. В чём же особенность стихотворения?(Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нём яркие картины, в нём звучит музыка.) 2. Выразительное чтение стихотворения. VII. Итог урока Что нового узнали на уроке? Чему научились? Домашнее задание