Цели урока: продолжить работу над стихами М.Ю. Лермонтова; обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного.
Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. Прочитайте «жужжащим» чтением Как вы думаете, что это? (Это отрывок из стихотворения.) Найдите в тексте глаголы. Прочитайте, выделяя голосом глаголы. А сейчас прочитаем, выделяя голосом последнее слово в каждой строке. Прочитайте медленно. С ускорением. Выразительно. III. Введение в тему 1. Чтение стихотворения «Парус». Беседа. Вы правильно поняли, что это отрывок из стихотворения и написал его М.Ю. Лермонтов. Послушайте его. (Учитель читает стихотворение наизусть.)
Парус Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны ветер свищет, И мачта гнётся и скрепит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Понравилось вам стихотворение? Какая тема затронула в нём? (Опять тема одиночества.) 2. Проверка домашнего задания. Прочитайте выразительно стихотворение «Утёс», представьте нам иллюстрации, которые вы приготовили. (Выступления детей.) VI. Физкультминутка V. Изучение новой темы 1. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень». Прочитайте стихотворение «Осень». «Осень» Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит Какие строчки помогли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки.) Как вам представляется бор, где поникшие ели зелень мрачную хранят? Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть,потому, что она уже не молодая, тёмная. А лиственные деревья стоят голые.) Как понимаете строчки: Зверь отважный по неволе Скрыться где-нибудь спешит? (Листья падают деревья оголяются, и кругом всё видно. Поэтому и хочется укрыться.) 2.Выразительное чтение стихотворения учащимися. VI. Итог урока Какое стихотворение вам больше всех понравилось? Домашнее задание