Пятница, 17 Май 2024, 08:56
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины...», «На севере диком стоят одиноко...»
М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины...»,
«На севере диком стоят одиноко...»

Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; учить видеть скрытый, переносной смысл стихотворений М.Ю. Лермонтова; прививать любовь к русской поэзии.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Чтение басни наизусть
III. Введение в тему
1. Слово учителя о М.Ю. Лермонтове.
Ребята, откройте разворот в учебнике на странице 140. Рассмотрите его.(Детям даётся пару минут на рассматривание.)
Прочитайте имя писателя, с произведениями ознакомимся на этом и на следующих уроках.(Дети читают: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841гг.)
Русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября (по старому стилю - на 3 октября) 1814. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой. С 1613 он числится на "Государевой службе" и владеет поместьями в Галичском уезде. К началу XIX в. род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери, Мария стала женой небогатого "армейского офицера". Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение "Тарханы", Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз узнал чувство любви, встретив девочку лет 9-ти. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в "Утренней Заре", одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму "Индианка". Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 он поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832, "сначала унтер-офицером, потом юнкером". Почти одновременно с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, "настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно". Лермонтов пробыл в школе "два страшных года", окунувшись в царивший в школе "разгул". По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и "расстраивает партии", для чего "разыгрывает из себя влюбленного". Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть "Хаджи-Абрек" в "Библиотеку для Чтения". Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: "И на устах его печать". Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам" (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как "воззвание к революции". Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвард и Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 - в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в "большой свет", где снова играет роль "льва". 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах - в Малую и Большую Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

2. Чтение учениками текста о поэте.

Прочитаем о нём текст на страницах 142 — 143 учебника.

3. Беседа после чтения.

- Что нового узнали о писателе? ( Мы узнали,что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького Михаила Юрьевича звали Мишелем. Ещё узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта Пушкина, в эти же дни Россия открыла стихи другого великого поэта — молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались « На смерть поэта».)

IV. Физкультминутка

V. Новая тема

1. Чтение и обсуждение стихотворения «Горные вершины».

Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало так хорошо, спокойно.)

прочитайте выразительно, как для себя.(Дети читают стихотворение.)

Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную — вы могли бы подобрать к стихотворению «Горные вершины»? (Ответы детей.)

Попробуем спеть? (Исполнение учащихся) (Можно включить романс Варламова «Горные вершины».)

2. Работа с репродукцией.

Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина. Что вы на ней видите?

Как бы вы назвали эту картину? (Одиночество. Одинокая сосна. Ночь. Грусть. И. т. п.)

Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова.(Учитель читает стихотворение «На севере диком стоит одиноко...»)

Совпадают ли по настроению стихотворение и содержание картины И. Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению.)

3. Словарная работа.

РИЗА — облачение, одежда священника при богослужении;

УТЁС — высокая скала.

VI. Итог урока

С творчеством какого писателя ознакомились сегодня на уроке?

Понравилось ли вам его стихотворение?

Домашнее задание
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 3158 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
17 Май 2024
08:56


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz