2. Л.Н. Толстой – портрет на доске - Кто изображен на портрете? (Л.Н. Толстой) - Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали? - Глядя на портрет, что вы можете о нем сказать?
3. Цель урока: - Как вы думаете, ребята, что нам с вами сегодня предстоит на уроке? - Итак, цель нашего урока - расширить читательский кругозор, познакомиться с новым произведением Л.Н. Толстого «Прыжок» - Обратите внимание на подзаголовок – быль. Каков смысл этого слова? (Это то, что было в действительности.)
4. «Древо предположений» - Обратим внимание на название рассказа «Прыжок» и иллюстрации к нему. - Почему Толстой так назвал свой рассказ? - Что может произойти в рассказе? - На нашем древе появились предположения. А чтобы узнать, сбудутся ли они, надо с данным рассказом познакомиться.
5. Словарная работа задор - горячность, азарт аршин - мера длины. Два аршина - около полутора метров.
6. Чтение с остановками Чтение 1 части рассказа до слов «все замерли от страха…» - Какие чувства испытывал мальчик с начала этой истории до того, как полез на мачту? Подкрепите словами из текста. - Почему мальчик покраснел? («Матросы громче стали смеяться , а мальчик покраснел и бросился за обезьянкой на мачту») - Почему автор написал НЕ «подошел к мачте и полез наверх», а «бросился за обезьяной на мачту?
Чтение 2 части до конца рассказа «Стоило ему только оступиться…» - Как изменилось состояние мальчика, когда он оказался на перекладине? - А что его раззадорило и когда он опомнился? - Мальчик был сыном капитана. Почему отец-капитан требует, чтобы мальчик прыгнул в воду, а не приказывает ему просто :«Прыгай!» - Почему грозит его застрелить? - Почему капитан закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасен?
7. Работа в группах - Сколько героев в рассказе? - Давайте разберемся в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств. Вы попробуете охарактеризовать героев, обращая внимание на их действия. 1 группа - матросы 2 группа - мальчик 3 группа - отец-капитан
8. Выводы - Что хотел автор донести до читателей этим произведением?