Цели урока: ознакомить учащихся с ещё одним произведением Л.Н. Толстого «Прыжок»; учить анализировать поступки героев.
Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Пересказ текста по одному из планов на стр. 156. III. Речевая разминка Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю, - грозится ёж, - Если снимок не пришлёшь». (В. Берестов) Выразительное чтение стихотворения в движении. Чтение по ролям. Ребята, а что бы сказала обезьянка? (Предположения детей.) IV. Введение в тему 1.Рассказ учителя о кораблях. Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотится или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли — небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VII веке в Венеции был был создан более быстроходный корабль — галера. Она имела длину 40-50 метров, в ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся в плоть до XVII — XIII веков. (Рассказ учителя сопровождается показом рисунков.) Рассмотрите парусник к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м, т. е. имели высоту 5-8-этажного дома. На мачтах были перекладины к перекладине, протягивалось множество канатов , верёвочных лесенок. 2. Чтение рассказа «Прыжок». (учитель читает до слов: «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...») Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия,и наверное где-то в жарких странах её взяли.) Как понять выражение «ещё больше расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, прыгала и т д.) Как называется этот рассказ (Рассказ называется «Прыжок».) Как вы думаете, что было дальше? (Предположения детей.) V. Физкультминутка VI. Продолжение работы 1. Чтение текста до конца (учитель и учащиеся). Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей.) 2. работа над содержанием текста. Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеятся.) Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, Желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по своему?(Выбор детей.) Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?(Подвести детей к тому ,что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.) Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.) Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитайте. (Читают отрывок.) Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.) Когда вы переживали за мальчика? (Ребята рассказывают.) какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? (Ответы детей.) VII. Итог урока Похожи ли эти два рассказа - «Акула» и «Прыжок»? (Похожи место действия — корабль на воде. Похожи рассказы настроением и переживаниями: в начале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном, и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные, красивые люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах — смелость, умение действовать и не теряться. В обоих рассказах столько картин, столько движения!) А в чём отличие рассказов? (В рассказе «Прыжок» лучше показано состояние мальчика. «Он сперва не знал, смеяться ему или сердится, потом покраснел,бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и заметался — тут состояние и действие мальчика. В рассказе «Акула» лучше показано состояние отца.) Кто главные герои рассказа? Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой. Она только причина случившегося.) Домашнее задание