Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению,чуткому отношению к слову.
Ход урока
I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания III. Введение в тему И опять будто по мановению волшебной палочки, мы попадаем в снежную зиму, в деревню. И теперь нас ждёт встреча со стихами И.З. Сурикова. - Откройте учебники на странице 72. Прочитай те имя и отчество поэта.(Рассказ учителя о поэте.) Суриков (Иван Захарович) - даровитый поэт-самоучка (1841 - 1880). Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеновым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порой мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов Мерзлякова , песен Цыганкова, басен Дмитриева . Привыкнув учиться грамоте на распев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил Сурикова живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, Добротворский , имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись, и он стал выпивать. В 1860 г. Сурикову сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с А.Н. Плещеевым , который, признав в опытах Сурикова следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений Ф.Б. Миллеру , редактору "Развлечения". Первая пьеса Сурикова появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже, с тех пор, относившегося к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; Сурикову пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучаясь людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, Суриков проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого Суриков впадает в риторику, перестает быть самим собой, подражает Кольцову , Некрасову , Никитину , Михайлову-Шеллеру. У Сурикова есть прекрасные картины природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери", и др.). Характер своей поэзии Суриков определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящей душой, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоской". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения Сурикова стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России в кумысо-лечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н.А. Соловьевым-Несмеловым (Москва, 1885). П. Быков. IV. Физкультминутка V. Новая тема 1. Вводная беседа. Ребята, а вы любите зимние забавы ? Какие ?(Дети перечисляют.) Сегодня я расскажу вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считает счастливым. Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. Время детства золотое, Юность без тревог! Хоть бы день из этой жизни Возвратить я мог! Детство, нет тебе возврата! Пронеслось, прошло; Только в памяти живешь ты Ярко и светло. 2. Первичное чтение стихосложения «Детство» Прочитаем стихотворение, помещённое в наших учебниках. Следите за моим чтением.(Учитель читает Выразительно.)
3. Работа над текстом стихосложения. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши ?(Да, они очень похожи.) Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась ? Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером.(Дети зачитывают 3 четверостишия.) Что такое лапти ? ЛАПТИ — в старое время: крестьянская обувь,сплетённая из лыка,охватывающая только стопу.(Можно показать.) Кто из вас знает, что такое прялка ? ПРЯЛКА — приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Рассмотрите на иллюстрацию на странице 72. Найдите значение слова «светца» СВЕТЕЦ — подставка для лучины, освещающий жильё, избу. Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.(Дети зачитывают строки.) А вы любите сказки ? Назовите самые любимые.(Этот опрос желательно провести быстро.) Перечитайте строки,где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно,медленно,или с волнением,ожиданием волшебства ?(Выразительное чтение отрывка детьми.) Какая сказка снилась мальчику ? (Похоже на сказку «Иван-царевич и серый волк».) 4.Выразительное чтение всего стихотворения. VI. Итог урока Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении ? Домашнее задание.