Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы»; учить понимать настроение, мысли поэта.
Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.) Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. Какую картину вы представили ? (Ответы детей.) III. Проверка домашнего задания. IV. Новая тема. Работа над стихотворением «Встреча зимы» 1.Введение в тему. Прочитайте название стихотворения.(Стихотворение называется «Встреча зимы».) Как вы думаете, о чём оно?(Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.) Ребята, а кто из вас любит это время года ? Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.) 2.Чтение стихотворения учителем.(После чтения учитель выдерживает паузу.) Встреча зимы
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над, землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, Бог знает о чём, Плакал сумрачный лес. В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём. На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей, Словно рад он чему, — И на ветках берёз, Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул — Всё равно для него: По колени в снегу, Говорит: «Ничего!» В чистом поле метель И крутит, и мутит, — Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Смерть не встретить шутя, Если к бурям у нас Привыкает дитя? Когда мать в колыбель На ночь сына кладёт, Под окном для него Песни вьюга поёт. И разгул непогод С ранних лет ему люб, И растёт богатырь, Что под бурями дуб. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси святой! И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт — Уж прими ты его На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси! 3.Первичное понимание текста. Понравилось вам стихотворение ? Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения ?(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно светло на душе...) V. Физкультминутка. VI. Продолжение изучения нового материала 1.Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением. 2.Выборочное чтение. Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы ? (Да, это действительно так.) Проследите как меняется всё вокруг утром,в полдень,ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.) Какой поре посвящено стихотворение ?(Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.) Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.(Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом, Становится чисто, светло и красиво.) Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать,что автор одушевляет природу ?(Да он называет зиму гостей, приглашает к себе.) Ребята, любил ли поэт русскую зиму ?(Да он её любил.) А как он относился к русским людям, к простому человеку ?(Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.) Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.) 3.Выразительное чтение в классе. Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу. VII. Итог урока С каким стихотворением ознакомились на уроке ? Домашнее задание.