ОТКРЫТЫЙ УРОК во 2 «Б» классе по русскому языку учитель: Садыкова Аимгуль Каиржановна дата проведения: 10.02.2016 год. Тема: Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Цель: обобщить и систематизировать знания об имени существительном. Задачи: - формировать умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, подбирать однокоренные слова к данным существительным, проводить разбор слова по составу; - развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость, активизировать познавательную деятельность; - воспитывать аккуратность письма и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, тетрадь, наглядные пособия, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работ. Тип урока: комбинированный. Технология: здоровье-сберегающее. Формы: коллективная, работа в группах, индивидуальная. Методы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, обобщение, частично-поисковый. Прием: игровой.
План урока:
I. Орг. момент Психологический настрой (2 мин) II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос «Собери снеговика» (4 мин) 1 - я остановка «Чистописание» (5 мин) 2 - я остановка «Построй-ка» (4 мин) III. Закрепление. 3 - я остановка «Образуй-ка» (5 мин) 4 - я остановка «Отдыхай-ка» (1,5 мин) 5 - я остановка «Думай-ка» (10 мин) 6 - я остановка «Пернатые друзья» (6 мин)
IV. Рефлексия. (4 мин) V. Итог (2 мин) VI. Д/з (1 мин)
Ход урока: I. Организационный момент. - Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? – Здравствуйте, дорогие ребята, к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть чему мы научились и как мы работаем на уроке. Давайте поприветствуем их. (Дети встают, поворачиваются к гостям и здороваются). - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных, правильно задавать к словам вопросы. Оценивать себя вы будете сами, за каждый правильный ответ, правильно выполненное задание вы получите снежинку и к концу урока, мы увидим у кого же из вас больше снежинок. - Я надеюсь, урок пройдет интересно и увлекательно и каждый из вас заработает как можно больше снежинок. II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос – 5 мин). - А кто нам будет помогать в нашем путешествии? Сейчас вы об этом узнаете сами. Давайте соберем из деталей мозаики фигурку, а кого вы догадаетесь сами. У вас на столе лежат детали мозаики, на каждом из них дан ответ на вопрос, я задаю вопрос, а вы ищете на него ответ на деталях и собираете фигурку. Будьте очень внимательны. (Учитель задает вопрос, а учащиеся собирают у себя на столе снеговика)
1. Что такое имя существительное? (части речи) 2. Что обозначает имя существительное?(предмет) 3. На какие вопросы отвечает существительное?(кто? что?) 4. Какое из однокоренных слов является именем существительным: радостный, радость, радуется? (запись на доске - радость)
- И кто у нас получился? Молодцы, вот и мы и вылепили нашего помощника-снеговика. - А сейчас Саша нам расскажет стихотворение Михаила Данилова, а вы внимательно послушайте. «Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». - Спасибо, ребята, скажите, а что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, …) - Правильно. А еще правильно и красиво писать. А для этого проведем минутку каллиграфии. И первая наша остановка называется «Чистописание» 1. Минутка каллиграфии. - Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики. Пальчиковая гимнастика Пальчики в замок сцепили, Вправо, влево покрутили. Кисти вниз, потом подняли. Так недолго помахали. Каждый пальчик на руке Помассировать в руке. Пальцы в кулачки сомкнули, Кисти рук слегка стряхнули. Делай быстро, детвора. За письмо теперь пора. - Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
- Написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Л л)
- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание? -2. Словарная работа. - Отгадайте словарное слово. -Самый кислый он, друзья, Утверждаю это я. Нужно сахара вагон, Чтоб с улыбкой съесть…(Лимон). - Что такое лимон? В каком словаре мы можем найти точное значение слова? (толковый словарь). _ Сейчас ________ нам найдет и прочитает. Лимон - цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод с твёрдой ароматной кожурой. Чай с лимоном. -Для профилактики простудных заболеваний полезно есть лимоны, они содержат витамин C. Также данный витамин находится в зелёном укропе, болгарском перце, шиповнике, чёрной смородине. Очень полезно есть мёд, чай с малиновым вареньем. Вывешивается словарное слово на доску. Учитель показывает картинку лимона. - А теперь проведем работу над словарным словом. • Произносим - как говорим • Произносим - как записано • Ударение • Опасное место • Запись с комментированием - Подберите однокоренные слова к слову лимон (письменно). Лимон, лимончик, лимонный, лимонад, лимонка, лимонник. - Выделите корень в данных словах. - Итак, едем дальше, и следующая остановка «Построй-ка» 2 - я остановка – Построй-ка (Словарная работа – 3 мин) Задание: построим снежную горку. (На доске нарисована горка, в которой находятся словарные слова, в них пропущены буквы. Рядом лежат снежки с буквами, учащиеся по – очереди выходят и вставляют пропущенную букву, остальные записывают в тетрадь, подчеркивают пропущенную гласную).
за…ц а о м…роз я е а р…бота о и ф…враль п … льто е о
- Как называются эти слова? Словарными, написание которых мы должны запомнить. А пропущенную гласную? опасной, мы можем написать другую гласную. - Найдите слово, которое отвечает на вопрос кто?
III. Закрепление. 3 - я остановка – «Образуй-ка» Задание: От данных существительных образуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто? Лыжи - …, грибы - …, победа – победитель, строить - …, футбол – футболист, баян - … . (1 ученик работает на закрытой части доски) Проверка.
4 - я остановка –«Отдыхай-ка» (физминутка) Физкульминутка Біз тұрамыз, тұрамыз Қырғауыл боп ұшамыз Түлкі болып қашамыз, Қырғауылдай тапқыр боп, Орнымызға қонамыз.
5 - я остановка – «Думай-ка и вспоминай-ка» Работа в группах. Учащиеся делятся на группы и каждой группе дается задание на карточках, учащиеся выполняют их в тетради, затем каждая группа отвечает. 6 - я остановка – «Пернатые друзья» - Каких птиц вы видите около кормушки? - Какая это часть речи? На какой вопрос отвечают эти имена сущ.? - Как вы можете помочь птицам зимой? Что для птиц страшней, голод или холод? Почему? - У кого из вас дома есть кормушка? Как вы птиц подкармливаете? - Поднимите руки те, кто насыпает корм в кормушки? Ученик читает стихотворение «Как птице перезимовать». Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки … И оживут бедняжки!
По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
К. Мухаммади. - Давайте запишем названия нескольких зимующих птиц. Составьте предложение с одной из птиц, запишите в тетрадь. (2-3 ученика зачитывают свое предложение). - А теперь поиграем. Я называю слово, если оно отвечает на вопрос кто? – вы хлопаете, а если на вопрос что? топаете. Мама, пенал, ручка, медведь, береза, корова, стол, бабочка, ручка, ласточка.
IV. Рефлексия. - Вот и подходит к концу наше путешествие. Где мы с вами побывали? (В гостях у имен существительных). Давайте проверим себя, выполнив задание экспресс-опроса. У вас на столе таблица, по каждым номером вопроса вы должны поставить знак «+» или «-», то есть ответ да - это"+", нет - "- ". 1. Существительное – это часть речи. 2. Доктор - это имя существительное. 3. Сорока, корова, дети – это неодушевленные существительные. 4. Имена существительные обозначают признаки предмета. 5. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? 6. Леса, моря, дороги – эти одушевленные имена существительные Взаимопроверка (с доски) 1 2 3 4 5 6 + + - - + - (Дети оценивают свою работу на полях) IV. Итог урока. Стратегия «Кластер» (ассоциации) - Давайте напишем, что мы знаем об имени существительном? (часть речи, предмет, кто? что? одушевленные и неодушевленные)
- Что вам понравилось в путешествии? - Какие моменты урока показались вам трудными? Почему? - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу. Подведение итогов. – Ребята посмотрите свои снежинки, посчитайте и оцените себя. «5» -6, 5 снежинок «4» - 4 снежинки «3» 3 снежинки (отлично работали-_________, хорошо работали______________, надо подтянуться ______________). Спасибо всем за работу.
Д/з. Упр. ___, стр. ____ .
«Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком».
«Как птице перезимовать». Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки … И оживут бедняжки!
По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»