Вариант контрольной работы №1 по теме «Строение атома и химическая связь» в 8 классе по программе О.С. Габриеляна. Предлагаемые карточки рассчитаны на успевающих учащихся. Для слабоуспевающих возможна модификация в виде уменьшения объема заданий №1 и №2 (вместо двух элементов достаточно одного), исключения задания №3, и в задании №4 можно не показывать механизма образования связи, а лишь указать ее тип.
Вариант 1 1. Определить состав ядра атома (число протонов и нейтронов) для двух изотопов магния и двух изотопов хлора. 2. Составить электронные схемы, электронные и электронно-графические формулы атома магния и атома хлора. 3. Как образуется ковалентная связь? Между атомами каких элементов - металлов или неметаллов - образуется ковалентная связь? В каком случае образуется ковалентная неполярная связь, а в каком - полярная? Приведите примеры вещества с неполярной и вещества с полярной ковалентной связью. 4. Определите тип химической связи и составьте схему ее образования для веществ: Cl2 , HCl, KCl, K 5. Используя заряды ионов, составьте формулы соединений лития с кислородом, бария с азотом, алюминия с хлором. Вариант 2 1. Определить состав ядра атома (число протонов и нейтронов) для двух изотопов натрия и двух изотопов серы. 2. Составить электронные схемы, электронные и электронно-графические формулы атома натрия и атома серы. 3. Что такое ионная связь? Что такое ионы? Как образуются ионы металлов, какой они имеют заряд - положительный или отрицательный? Какой заряд имеют ионы натрия, магния, алюминия? Как образуются ионы неметаллов? Какой заряд имеют ионы хлора, кислорода? 4. Определите тип химической связи и составьте схему ее образования для веществ F2, HF, NaF, Na 5. Используя заряды ионов, составьте формулы соединений калия с кислородом, кальция с фтором, алюминия с серой.
Вариант 3 1. Определить состав ядра атома (число протонов и нейтронов) для двух изотопов алюминия и двух изотопов кислорода. 2. Составить электронные схемы, электронные и электронно-графические формулы атома алюминия и атома кислорода. 3. Что такое электроотрицательность? У каких элементов - металлов или неметаллов - ЭО больше? Почему? Как зависит ЭО от радиуса атома? В каком направлении увеличивается ЭО в пределах группы и в пределах периода? Какой химический элемент обладает наибольшей ЭО? Расположите элементы углерод, литий, азот и натрий в порядке увеличения ЭО. 4. Определите тип химической связи и составьте схему ее образования для веществ O2, H2O, Li2O, Li 5. Используя заряды ионов, составьте формулы соединений кальция с азотом, натрия с кислородом, алюминия с фтором.
Вариант 4 1. Определить состав ядра атома (число протонов и нейтронов) для двух изотопов лития и двух изотопов аргона. 2. Составить электронные схемы, электронные и электронно-графические формулы атома лития и атома аргона. 3. Сколько наружных электронов имеют атомы металлов? Что происходит с их наружными электронами? Какой металл - натрий или магний - более активен и почему? Какой из металлов самый активный? Как устроена кристаллическая решетка металлов? Какие особые свойства имеют металлы и чем обусловлены такие свойства? 4. Определите тип химической связи и составьте схему ее образования в веществах H2, HBr, CaBr2, Ca 5. Используя заряды ионов, составьте формулы соединений алюминия с азотом, лития с серой, магния с фтором.