Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: – Значит, ты уже не узнаёшь меня? Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать: – Прости меня, что я не узнал тебя. Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку: – Живи здесь. Старый Пёс спросил у человека: – Зачем тебе ещё один пёс? – Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(94 слова) (В. Сухомлинский)
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого? 2. Как к этому отнёсся человек? 3. Что тебе понравилось в этом произведении?
3 класс
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(122 слова) (В. Бианки)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево? 2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу? 3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?
4 класс
КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха! И вдруг слышит Крапива: – Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали. – Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник. – Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит. – Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает. – Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды. – Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят... И вдруг Крапива всхлипнула: – Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье! Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(158 слов) (Н. Сладков)
Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива? 2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни? 3. Объясни причину грусти Крапивы.
Проверка навыка чтения вслух (2, 3, 4 классы)
Проверка уровня начитанности
4 класс
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.
А) Сказки; Б) былины; В) басни; Г) летописи.
2. Назови героя и жанр произведения:
Из того ли-то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обеденке поспеть хотел он В стольный Киев-град.
3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.
8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.
9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».
10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?
11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?
А) Повести; Б) басни; В) стихи; Г) сказки.
12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2 класс
ВЕНИК
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом. Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник. Старик говорит: – Переломите веник. Сыновья сказали: – Разве можно веник переломить? Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались. – Ломайте прутья! – сказал старик. Сыновья все прутья переломали. Старик говорит: – Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
(103 слова) (Л.Н. Толстой)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей; Б) старик, один сын; В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились; Б) жили дружно; В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо; Б) все разделятся; В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно; Б) плохо; В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки; Б) переломить веник; В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься; Б) Где мир и лад, не нужен и клад; В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось; Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?
8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?
9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
А
Б
В
Г
1.
+
2.
+
3.
3
1
2
4.
+
5.
+
6.
+
+
7.
8.
Мораль
9.
Умение дружно жить
3 класс
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке. – Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук. – Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница. Барсук своё: – Это я нашёл! Нечего зря спорить! Куница своё: – Я первая увидела! Так они спорили-спорили, чуть не разодрались. Тогда барсук сказал: – Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит. А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит: – Дайте-ка мне сюда вашу находку. Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала: – Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница. С этими словами лиса разорвала кусок на две части. – Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше. – Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса. – Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо! – Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости. Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы. И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось. Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
(226 слов)
Вопросы и задания
Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?