Цели: • познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции; • соотнести права и обязанности детей; • способствовать осознанию ответственности за свои права; • формировать положительное отношение к правам других.
Работа проходит в группах (дети делятся на равные группы.)
Слово учителя. "Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для всего мира проблема защиты детства чрезвычайно остра. - Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей) В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.
Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН. - Почему возникла необходимость в принятии Конвенции? Вот несколько фактов из брошюры ООН "Права человека. Изложение фактов №10”: • покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства; • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению. Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство подписало этот документ. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. (Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)
Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения: • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка. • Дети имеют право свободно выражать своё мнение. • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба. • Ребёнок имеет право на образование. • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях. • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Учитель: Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.) - Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей и родителей)
Учитель: Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых. (Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.) • Можно ли не допускать ссор? • В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми? Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы. Разыгрывается сценка. Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть) Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся. Мать: - Помой посуду, сынок. Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Сын: - Это проявление жестокости, папа. Работа в группах, обсуждение, состязание. 1. Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка "обязанности”). 2. Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет? 3. На доске анаграммы: Н О К Е В Н И Ц Я Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е. Вопросы: 1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей? 2. Какие основные права вам известны? 3. В каком международном документе записаны права детей? 4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции? 5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей? Подведение итогов состязания. Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей). Слово главному правозащитнику школы (социальный педагог) Слово учителя: Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей. Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.