омпьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем, состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения. Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать); функциональная (вторичная неграмотность); взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков; проблема доступа к чтению и другие (См. 20). Проведенное нами в 2000 году исследование среди учащихся некоторых школ города Пскова подтвердило, что псковские школьники не стали исключением - налицо почти все характерные проблемы сегодняшнего детского чтения - снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодики в старшем возрасте. Например, 73% опрошенных нами учащихся пятых классов ответили, что они приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, рефератам и т.п., 52% - для того, чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора. Среди учащихся 10-х классов уже 95% посещают библиотеку с целью "делового чтения" и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников. Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней. Поэтому мы полностью согласны с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде (24, 75). Далеко не последнюю роль в содействии формированию общей культуры детей и юношества играет школьная библиотека. В «Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения», рекомендованном к использованию Министерством образования РФ, одной из задач школьной библиотеки является «воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала» (13). И далее подчеркивается, что для реализации основных задач, в числе прочего, библиотека «организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления» (13). Даже если абстрагироваться от "Примерного положения", в сегодняшних непростых условиях школьная библиотека - это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом, ее деятельность не скована рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет ее возможности. И, как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений ее работы. То, что массовая работа действенна, многие школьные библиотекари знают не понаслышке. Вспоминаю начало своей работы в библиотеке Псковского педагогического комплекса. Библиотека открылась в середине учебного года (феврале), и вначале сложилась странная ситуация: ребята ее очень мало посещали. Коллектив библиотеки разработал план действий, и в первый месяц массовые мероприятия проводились буквально каждый день. После этого проблем с посещениями не было, разве что читателей стало ходить очень много. Работа школьной библиотеки, в том числе, и массовой, отличается некоторыми особенностями. Первое и самое главное, очень большая нагрузка на школьного библиотекаря. Большинство библиотекарей готово работать, имея низкую заработную плату при условии, что у них будут возможности качественно выполнять свою работу