Основу маркетинговой концепции составляет четко сформулированные задачи. Любая организация для того, чтобы успешно реализовать цели маркетинга, должна определить свои задачи и четко обозначить сферу деятельности. Задачи следует описать хотя бы приблизительно, не вдаваясь в детали, скорее, наметить некие рамки, в пределах которых позднее будут расположены цели. Уже на данном этапе учитывается самосознание библиотеки и ее сотрудников, выясняется, что библиотека хочет предложить и чем она не желает заниматься. Ориентация на рынок вовсе не означает, что библиотека будет предлагать все, что нравится широкой массе и обещает резко повысить показатели ее работы, но подразумевает использование ресурсов таким образом, чтобы удовлетворялись потребности определенных целевых групп. Не существует универсального перечня задач публичной библиотеки. Все зависит от величины фонда, финансовых средств, персонала, места расположения и пр. С точки зрения маркетинга, это означает, что невозможно разработать единую маркетинговую концепцию для городских библиотечных систем с филиалами. Ни один район обслуживания даже в пределах одной библиотечной системы или одной библиотеки не похож на другой, поэтому задачи будут стоять перед каждой из них свои. Постановка задач требует уточнения функций, которыми наделена библиотека: у центральной библиотеки они одни, у филиала А, возможно, совершенно другие, нежели у филиала Б. Важно определиться в своем окружении – знать, обращены ли услуги только к реальным и потенциальным пользователям данной общины или они распространяются за ее пределы. Кто эти пользователи: частные лица, отдельные группы, фирмы, объединения и союзы, органы управления и т.п.? Публичная библиотека всегда решает задачи культурно-просветительного плана (см. «Заключение Центра по упрощению управления» 1973 года). В ряде официальных материалов упоминаются «воспитание культуры чтения, исследование чтения» и др. («Профессиограмма библиотекаря…»). Кроме этих общих задач, библиотека определяет специфические. Ориентиром могут быть ранее приведенные «Директивы…» ИФЛА. Помогут и планы библиотечного развития общин в ФРГ или за рубежом. Однако выполняя собственные задачи, библиотека постарается сориентировать свои услуги на удовлетворение запросов общины. Затем надо попытаться в общих чертах определить потребности, которые предстоит удовлетворять. Это может быть желание отдохнуть, пообщаться с друзьями, необходимость самообразования, повышения квалификации, нужда в информации для профессиональных занятий и хобби, поиск ответов на бытовые вопросы. Итак, предстоит последовательно ответить на вопросы:
I. Для кого работает библиотека? а) Каковы географические границы обслуживания? б) Кого она обслуживает (отдельных лиц группы, фирмы, союзы и объединения, органы управления и пр.)? II. Какие задачи решает библиотека? а) общие; б) специальные. III. Какие потребности стремится удовлетворить библиотека?
Задачи не, могут оставаться неизменными «на все времена». Они будут меняться в соответствии с новой ситуацией.