Проблема библиотечного общения в ходе обслуживания пользователей в последнее время привлекает значительное внимание библиотечных теоретиков и практиков. Это связано с увеличением внимания к гуманитарным аспектам библиотечного обслуживания, с повышением статуса отдельной личности, в том числе – и личности ребенка, и изменением социально-нравственной атмосферы в обществе. Общепризнано, что общение – основная форма человеческого бытия. Без него невозможна как связь людей между собой, так и процесс совместного труда. Жить и развиваться в обществе можно только путем общения. В его процессе человек формирует свои представления о мире, людях, находит взаимопонимание, обменивается мыслями и чувствами с другими людьми. Общение, опосредованное через книгу, библиотеку, имеет свои особенности. Их активно исследуют многие библиотековеды. Библиотечное общение представляется весьма сложным явлением. Исследователи выделяют три модификации библиотечного общения: - между библиотекарями; - между библиотекарем и читателем; - между самими читателями. Ясно, что общение библиотекаря и пользователя - основная проблема. Один из основных методологических вопросов – вопрос о взаимоотношении участников процесса библиотечного общения. Осмысление сути их взаимодействия имеет и сугубо практическое значение, так как от этого зависит и понимание самого процесса библиотечного обслуживания в целом. Длительное время взаимодействие библиотекаря и читателя рассматривалось лишь как «субъект-объектное», где библиотекарю отводилась функция субъекта, а читатель был объектом воздействия, то есть того, на что направлена деятельность субъекта (библиотекаря). Однако исследования последних лет показали более сложную природу этих взаимоотношений. Очевидно, что объектом общения читатель выступает только с позиции библиотекаря. Действительно, с позиции библиотекаря читатель – это объект, на который направлена вся деятельность библиотеки. Однако сам читатель, со своей стороны, вполне вправе рассматривать в качестве объекта библиотекаря, на деятельность которого он, читатель, воздействует своим запросом. С другой стороны, в библиотеке зачастую складывается такая ситуация, когда библиотекарь и читатель действуют совместно. Особенно это проявляется при выполнении индивидуального запроса, когда читатель и библиотекарь вместе ведут информационный поиск. В условиях библиотеки общение библиотекаря с читателем проявляется на разных уровнях: - общение библиотекаря с одним читателем; - общение библиотекаря с какой-либо читательской группой ( школьным классом, семьей); - с читательской аудиторией какого-либо мероприятия. Общение библиотекаря с отдельным читателем происходит при непосредственном контакте и проявляется в таких основных точках процесса обслуживания, как запись, прием-передача запроса; выдача-получение справок, документов; консультация и т.д. Общение библиотекаря с группой или аудиторией несколько иной. Библиотекарь воздействует на аудиторию; в свою очередь, аудитория, состоящая из отдельных личностей, но в ходе мероприятия представляющая единый организм, оказывает влияние на библиотекаря, заставляя его корректировать свои действия. Очень большую роль в библиотечном обслуживании играют эмоции. Эмоциональность человека определяется во многом его глубинными психофизиологическими характеристиками, имеющими биологическую основу. Информационная роль эмоций оказывает большое влияние на процесс библиотечного обслуживания. Библиотекарь, общаясь с читателем, должен организовать взаимные контакты таким образом, чтобы эмоциональное воздействие на читателя было положительным. Восприятие библиотекарями и читателями друг друга во многом определяет успешность процесса библиотечного обслуживания и влияет непосредственно на его результаты. От того, как библиотекарь сможет организовать библиотечное обслуживание, зависит эффективность влияния библиотеки, ее помощи личности в решении сложных житейских проблем. К основным требованиям библиотечного обслуживания относятся: выполнение требований профессиональной этики и этикетных норм; осознание библиотекарем суверенности личности читателя. В процессе библиотечного обслуживания весьма важна роль такой этикетной нормы, как приветствие. Как правило, библиотекарь ждет, что вошедший читатель поздоровается с ним первым. Но так, в силу разных причин, определяющих уровень его культуры, происходит не всегда. И тогда возникает заметная напряженность, а иногда и недоброжелательность, что ведет к барьеру в общении. Между тем, этикетная норма предполагает, что первым здоровается «хозяин» положения, а не «гость», в нашем случае – библиотекарь. Тем самым сразу создается атмосфера доброжелательности, которая и определяет дальнейшее библиотечное обслуживание. Библиотекарь – специалист отдела обслуживания, следующий правилам этикета, формирует у себя такие личностные качества, как терпение, сдержанность, тактичность, что оказывает влияние на его профессионализм, проявляющийся во всем процессе библиотечного обслуживания[4, с. 108-120].
Заключение.
Итак, каким должен быть библиотекарь-специалист отдела обслуживания? Какие качества должны быть ему присущи? Как должен себя вести в общении с пользователями в ходе обслуживания? Каким правилам этитикета должен следовать и многие другие вопросы, касающие библиотекаря-специалиста, мы рассмотрели в данной работе. Характерная особенность сегодняшнего дня — библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке. Современный библиотекарь-специалист должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой. Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WEB-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям. В начале ХХIвека библиотекарь отдела обслуживания должен обладать не только знаниями, эрудицией, но и технологиями продвижения книги и чтения в различные социальные среды; знать реальные потребности и интересы не только своих читателей, но всего местного сообщества, а также отдельных социально уязвимых групп; знать и уметь применить знания по общей, возрастной психологии; уметь работать с различными массивами электронной информации, а также владеть формами и методами ее предосталения пользователю и т.д. Обратим внимание на то, что библиотекарь — не избранный, имеющий допуск к "святая святых" — к книге, а один из многих поставщиков и потребителей информации.