Пятница, 08 Ноя 2024, 22:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Библиотекарю

Общение в процессе библиотечного обслуживания.
Проблема библиотечного общения в ходе обслуживания пользователей в последнее время привлекает значительное внимание библиотечных теоретиков и практиков. Это связано с увеличением внимания к гуманитарным аспектам библиотечного обслуживания, с повышением статуса отдельной личности, в том числе – и личности ребенка, и изменением социально-нравственной атмосферы в обществе.
Общепризнано, что общение – основная форма человеческого бытия. Без него невозможна как связь людей между собой, так и процесс совместного труда. Жить и развиваться в обществе можно только путем общения. В его процессе человек формирует свои представления о мире, людях, находит взаимопонимание, обменивается мыслями и чувствами с другими людьми.
Общение, опосредованное через книгу, библиотеку, имеет свои особенности. Их активно исследуют многие библиотековеды. Библиотечное общение представляется весьма сложным явлением. Исследователи выделяют три модификации библиотечного общения:
- между библиотекарями;
- между библиотекарем и читателем;
- между самими читателями.
Ясно, что общение библиотекаря и пользователя - основная проблема. Один из основных методологических вопросов – вопрос о взаимоотношении участников процесса библиотечного общения. Осмысление сути их взаимодействия имеет и сугубо практическое значение, так как от этого зависит и понимание самого процесса библиотечного обслуживания в целом. Длительное время взаимодействие библиотекаря и читателя рассматривалось лишь как «субъект-объектное», где библиотекарю отводилась функция субъекта, а читатель был объектом воздействия, то есть того, на что направлена деятельность субъекта (библиотекаря). Однако исследования последних лет показали более сложную природу этих взаимоотношений.
Очевидно, что объектом общения читатель выступает только с позиции библиотекаря. Действительно, с позиции библиотекаря читатель – это объект, на который направлена вся деятельность библиотеки. Однако сам читатель, со своей стороны, вполне вправе рассматривать в качестве объекта библиотекаря, на деятельность которого он, читатель, воздействует своим запросом. С другой стороны, в библиотеке зачастую складывается такая ситуация, когда библиотекарь и читатель действуют совместно. Особенно это проявляется при выполнении индивидуального запроса, когда читатель и библиотекарь вместе ведут информационный поиск.
В условиях библиотеки общение библиотекаря с читателем проявляется на разных уровнях:
- общение библиотекаря с одним читателем;
- общение библиотекаря с какой-либо читательской группой ( школьным классом, семьей);
- с читательской аудиторией какого-либо мероприятия.
Общение библиотекаря с отдельным читателем происходит при непосредственном контакте и проявляется в таких основных точках процесса обслуживания, как запись, прием-передача запроса; выдача-получение справок, документов; консультация и т.д. Общение библиотекаря с группой или аудиторией несколько иной. Библиотекарь воздействует на аудиторию; в свою очередь, аудитория, состоящая из отдельных личностей, но в ходе мероприятия представляющая единый организм, оказывает влияние на библиотекаря, заставляя его корректировать свои действия.
Очень большую роль в библиотечном обслуживании играют эмоции. Эмоциональность человека определяется во многом его глубинными психофизиологическими характеристиками, имеющими биологическую основу. Информационная роль эмоций оказывает большое влияние на процесс библиотечного обслуживания. Библиотекарь, общаясь с читателем, должен организовать взаимные контакты таким образом, чтобы эмоциональное воздействие на читателя было положительным. Восприятие библиотекарями и читателями друг друга во многом определяет успешность процесса библиотечного обслуживания и влияет непосредственно на его результаты. От того, как библиотекарь сможет организовать библиотечное обслуживание, зависит эффективность влияния библиотеки, ее помощи личности в решении сложных житейских проблем. К основным требованиям библиотечного обслуживания относятся: выполнение требований профессиональной этики и этикетных норм; осознание библиотекарем суверенности личности читателя.
В процессе библиотечного обслуживания весьма важна роль такой этикетной нормы, как приветствие. Как правило, библиотекарь ждет, что вошедший читатель поздоровается с ним первым. Но так, в силу разных причин, определяющих уровень его культуры, происходит не всегда. И тогда возникает заметная напряженность, а иногда и недоброжелательность, что ведет к барьеру в общении. Между тем, этикетная норма предполагает, что первым здоровается «хозяин» положения, а не «гость», в нашем случае – библиотекарь. Тем самым сразу создается атмосфера доброжелательности, которая и определяет дальнейшее библиотечное обслуживание.
Библиотекарь – специалист отдела обслуживания, следующий правилам этикета, формирует у себя такие личностные качества, как терпение, сдержанность, тактичность, что оказывает влияние на его профессионализм, проявляющийся во всем процессе библиотечного обслуживания[4, с. 108-120].

Заключение.

Итак, каким должен быть библиотекарь-специалист отдела обслуживания? Какие качества должны быть ему присущи? Как должен себя вести в общении с пользователями в ходе обслуживания? Каким правилам этитикета должен следовать и многие другие вопросы, касающие библиотекаря-специалиста, мы рассмотрели в данной работе.
Характерная особенность сегодняшнего дня — библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Современный библиотекарь-специалист должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой. Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WEB-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.
В начале ХХIвека библиотекарь отдела обслуживания должен обладать не только знаниями, эрудицией, но и технологиями продвижения книги и чтения в различные социальные среды; знать реальные потребности и интересы не только своих читателей, но всего местного сообщества, а также отдельных социально уязвимых групп; знать и уметь применить знания по общей, возрастной психологии; уметь работать с различными массивами электронной информации, а также владеть формами и методами ее предосталения пользователю и т.д. Обратим внимание на то, что библиотекарь — не избранный, имеющий допуск к "святая святых" — к книге, а один из многих поставщиков и потребителей информации.
Категория: Библиотекарю | Добавил: Gulnaz (07 Июн 2012)
Просмотров: 1976 | Теги: обслуживания., процессе, общение, библиотечного | Рейтинг: 1.5/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
22:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz