Подготовка и оформление любой библиотечной выставки происходят в несколько этапов:
Выбор объекта выставки (обычно эту работу проводят при составлении плана работы); Определение названия, читательского и целевого назначения (обычно эту работу проводят при составлении плана работы); Обязательное углубленное прочтение литературы; Выделение 2-5 проблемных вопросов, которые станут разделами выставки; . Подбор цитатного материала к проблемным вопросам; Разработка ассоциативного ряда: отбор репродукций, фотоснимков, портретов, меморий (предметов), макетов; Композиция материала (веерная, полярная, диагональная, крестообразная, вихревая и т.д.); Изготовление дополнительных оригинальных средств, обеспечивающих наиболее выгодное впечатление от выставки (рекомендательные списки, кроссворды и т.д.); Подготовка краткой устной экскурсии по выставке или обзора; Реклама выставки (объявление, афиши); Оценка эффективности выставки; Учет выставки.
Требования к организации выставки
Размещение. Нужно заранее продумать, где разместить экспозицию: в стеклянных витринах, на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещенных на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку. Она фокусирует внимание, выполняет декоративную роль подобно раме картины или окна, через которую посетитель как бы заглядывает в другой мир. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. Организация. Первое требование - это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют „крупный план“ и „глубинную экспозицию“, которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных ни ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают лаконичными средствами — не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов — одна из наиболее распространенных ошибок. Так как, избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы — макеты, модели — обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы ее героев, помогают зрителям воспринять их судьбу как реальный факт истории или культуры. Например, выставки, ориентированные на создание особого, лирического настроения (например, историко-краеведческие, этнографические, о природе, роли дома, родного очага в жизни человека и т, п.), лучше размещать на деревянных стеллажах или столах. Их хорошо сочетать с натуральными тканями — рогожкой, мешковиной, льном. Особое место принадлежит старинным предметам — настоящим раритетам или их удачным имитациям. Так как, современный человек испытывает культурную „ностальгию“ по прошлому. Приемы визуально выделения объектов. Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию — развернуть ее обложку под углом в три четверти. Поворот в три четверти как бы приближает изображаемое лицо к зрителю, воплощает человечность, а на женских и детских портретах создает ощущение особой теплоты, интимности. Соответственно, книгу с рисунком на обложке, где уже использован упоминаемый поворот, следует поставить прямо. Уход от плоскостного решения: книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель (зритель) воспринимает ее как объемный предмет. Представленные на неглубоких полках стеллажей с небольшим углом наклона, книги лишены визуального ритма и создают (особенно когда их несколько водном ряду) ощущение монотонности. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот. Другой способ обеспечить динамизм — сочетать элементы симметрии и асимметрии, овальные и прямоугольные, толстые и тонкие, горизонтальные и вертикальные линии.
Пользуясь этими рекомендациями, составьте макет тематической выставки. Оформите его в тетради, приложив список экспонируемых документов.