Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.
Изучая проблему самореализации библиотеки в этом процессе, нельзя не согласиться с мнением специалистов, что «будет преступно, если мы оторвем творческое становление человека от его становления духовного, оторвем творчество от человечности.
Внося свой вклад в решение данной проблемы, библиотека поддерживает следующие идеи. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечивать соблюдение прав ребенка.
На творчество, т.е. на свободное личное проявление и на внимание к нему, на показ результатов этой деятельности. На творческое развитие, т.е. на помощь и позитивное воздействие извне; на личное владение результатами своего труда.
Рядовая функция детской библиотеки - способствовать читательскому развитию, оно рассматривается, как особый вид творчества.
«Детская библиотека - литературно-эстетический центр», издано методическое пособие в помощь читательскому развитию детей и подростков. Накопленный детскими библиотеками опыт требовал осмысления и применения оптимальных людей деятельности по развитию способностей детей. С этой целью была проведена областная творческая лаборатория «Детская библиотека и детское творчество».
У читателе, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми - это сближает их. А также помогает малышу лучше усвоить их содержание. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений является начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.
Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания, когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.
После освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер.
Главная задача библиотек научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним. Семейные чтения - это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше необходимо искать новые методы привлечения молодежи в библиотеки.
Самый простой из них - наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.
Библиотека - это прежде всего мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьей.
Безусловно справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге, которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являлась носителем нравственных, духовных ценностей.
В нашей жизни, когда надо думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, к сожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе - библиотеки, которые, как и прежде открывают двери всем желающим. Именно при библиотеках вновь начали возрождаться кружки, помогающие детям с толком провести свободное время. Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада - добрый знак того, ч о в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не расширять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным. Работа с семьей, родителями в детских библиотеках предоставлена программа семейных чтений. А также разработанные библиографами пособия по семейному чтению. «Читаем всей семьей» (для детей и родителей 5 -6 лет) и «Для талантливых детей и заботливых родителей» (Здесь представлены книги, которые помогают интересно и разумно проводить с детьми свободное время, научить играть и ними, вместе мастерить, готовить, общаться. Традиционно в детских библиотеках организуются выставки: «Что читать вашему ребенку», «Читаем вместе», «Семейное чтение», «Семейное творчество», «Дом - улыбка вашей семьи», «Тепло семейного очага», «Любимая книга вашей семьи».
Библиотеки посещают разные семьи, многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и одаренные дети… Дайджест «Эти трудные - одаренные дети», составленные и оформленный библиографами, очень кстаит пришелся родителям, имеющим талантливых детей. В детских библиотеках особое внимание обратили на семьи, где есть будущие школьники, чтоб помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе, организовали «Школу первоклассника».
Требования сегодняшнего дня сближают библиотекаря с медицинскими учреждениями, определяя направления работы с инвалидами, библиотекари прежде всего изучают социальное положение семей, в которых воспитываются такие дети. Во многих библиотеках, тех юных читателей, кто не может сам приходить в библиотеку, обслуживают на дому. Эта деятельность не носит разового характера. а ведется целенаправленно и систематически. Подбираются приемлемые задания, соответствующие умственным способностям и физическим возможностям каждого юного читателя, отбирается лучшая и красочно оформленная литература, рассылаются приглашения на самые интересные мероприятия. Таким образом детские библиотеки, помимо своих задач выполняют реабилитационные и благотворительные функции.
Действительно, семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые - их родители. Как правило, почти в каждой семье есть библиотека. На Руси издревле считалось: «В без книги, как без окон - темно». И приобщение ребенка к чтению начинается именно с личной библиотеки. Рекомендации молодым, как правильно ее формировать, бывают нужны и полезны. В каждом возрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции имелись книги по душе каждому члену семьи. Поэтому в детских библиотеках в рамках библиотечной программы «Информкультура школьнику» имеется и раздел «Свет дома твоего», где речь идет о создании наших библиотек. О совместной организации с детьми и их родителями своей домашней библиотеки и ее личного оформления. Дошкольный возраст - это период жизни человека, важный во всех отношениях. Ученые считают, что именно в эти годы - человек способен усвоить по объему столько же информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбою время. И естественно библиотекарей волнует вопрос: Какую помощь мы можем оказать малышам и их родителям в таком стремительном духовном развитии.
Дошкольники - вообще читатели. Каждая детская библиотека старается выделить для них свое, особое место. Главная трудность, с которой сталкиваются библиотекари - это отсутствие книжных фондов для детей до 3-х лет. Чтобы решить эту проблему, начали комплектование специализированного фонда развивающих настольных книг и книг-игрушек.
Библиотекари предлагают родителям маленьких читателей возможность выбора: настольные игры и книжки-игрушки.
Современных детей окружает множество игр, библиотекари помогают выбрать родителям самые полезные. Одной из новых форм работы стало создание обучающих и развивающих циклов и курсов с целью подготовить детей к школе. Особое внимание в работе с дошкольниками уделяется тем, кто готовится на следующий год стать первоклассником. Работая с дошкольниками, библиотекари сталкиваются с тем, что родители зачастую не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку. Поэтому вся деятельность направлена на то, чтобы в общественном сознании укоренился взгляд на детскую библиотеку, как на серьезную школу раннего развития.
Детская библиотека - специализированное информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов для детей и подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути детская библиотека - педагогическое учреждение, основная цель которого создание максимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства в детской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, если библиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие с ребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональные и личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь - руководитель чтения, общается не только с юными читателями, но и педагогами, воспитателями школ.
Знание детской литературы - это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому что правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическому пониманию, мотиворованности тех или иных поступков, характеризующих героя книги и, следовательно наличествующую в реальности жизни. знание литературы помогает прогнозировать возможные реакции детей и одновременно учитывать в работе с ними то углубленное, сокровенное, что отличает возраст в целом и каждого читателя в отдельности. Знание детской литературы, круг чтения придает библиотекарю профессиональную уникальность. Любовь к детям, готовность принять их такими какие они есть - сердцевина рассматриваемой профессиограммы.
Любовь - человеческое свойство, которое не поддается теоретическому анализу. Любовь к детям, к своему делу - одно из определяющих источников, желание работать не устанно, творить, открывать.
Без любви к детям едва ли можно близко к сердцу принимать детские боли, заботы, победы, увлечения, большие или маленькие непослушания. Заключение
Главная цель библиотечного обслуживания детей во всем мире определяется прежде всего интересами самого ребенка в этом столетии, которое называют веком детей. В чем нуждаются дети? И как библиотеки и библиотекари могут помочь им в удовлетворении потребностей, необходимых для адаптации к жизни в обществе. Более того, по оценке многих педагогов-исследователей, детская библиотека - именно та среда, в которой наиболее неформально удовлетворяется потребность детей в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, к чтению. Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, и педагогом, и психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качества важнейший залог того, как в последствии ребенок будет относиться к библиотеки и к чтению.
Известно, что мир ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки и привычка к чтению зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада - добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не растерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.