Структура администрации Хабаровского муниципального района
Время, требующееся для занятия - 40 мин
Ожидаемые учебные результаты:
В ходе проведения занятия учащиеся смогут:
- познакомиться со структурой администрации Хабаровского муниципального района;
- определить принцип организации администрации;
- получить опыт работы на лабораторном занятии, участия в дискуссии, отстаивания собственной точки зрения;
- определить какое структурное подразделение решением, каких вопросов занимается;
- выработать предложения по изменению структуры администрации, для повышения эффективности ее работы;
Ключевые понятия: исполнительно-распорядительный орган власти, единоначалие, структурное подразделение.
Ресурсы к занятию: статья 33 Устава Хабаровского муниципального района
Схема «Структура администрации Хабаровского муниципального района»
Таблица «Аппарат администрации»
Ватманы, маркеры
Основная деятельность и количество времени на нее (40 минут)
1. Мотивация – 5 мин
2. Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятия – 1мин
3. Введение в новый материал – 4мин
4. Работа в парах по определению принципов организации администрации Хабаровского муниципального района – 10мин
5. Работа в группах с последующей презентацией и выработкой общего предложения по повышению эффективности работы администрации – 15 мин
6. Подведение итогов занятия (рефлексия) – 5 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Мотивация (5 мин.)
На доске написано слово администрация. Учащимся предлагается придумать прилагательные-определения на каждую букву слова. Подводя итог работы, учитель отмечает, что ребята придумали интересные и может быть неожиданные определения, которые характеризуют их отношение к понятию администрация. Посмотрим, изменится ли ваше отношение в конце занятия.
2.Объявление содержания и формы занятия, учебных результатов, хода занятия (1 мин.)
После этого занятия мы сможем…(перечисляются ожидаемые учебные результаты)
В ходе занятия вы прослушаете сообщение о назначении администрации, затем определим круг вопросов, актуальных для жителей района. После этого, работая в парах со схемами структуры администрации, вы попытаетесь определить, какое структурное подразделение отвечает за решение выявленных проблем. Итогом этой работы станет формулирование принципов организации администрации Хабаровского муниципального района. Далее нам предстоит разделиться на группы, чтобы составить предложения по организации работы исполнительно-распорядительного органа власти.
3.Введение в новый материал (4 мин.)
В статье 33 Устава Хабаровского муниципального района записано «администрация Хабаровского муниципального района – является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления». Главной задачей администрации является эффективное решение вопросов местного значения в интересах населения, обеспечение жизнедеятельности населения района.
Задание учащимся – назовите любые вопросы, которые необходимо решить, касающиеся вашей семи или соседей, села, поселка в целом. Ребята называют проблемы, записывают на доске, после того, как все варианты зафиксированы, выбираем 5-7 наиболее интересных.
4.Работа в парах (10 мин.)
Учащиеся получают схемы «Структура администрации Хабаровского муниципального района», «Аппарат администрации». Задание: разделившись на пары, изучите структуру районной администрации и определите, в какое структурное подразделение следует обратиться человеку, для решения тех 5-7 проблем, которые мы выбрали и записали на доске. Через 5 мин. Проверяем результат, что получилось, что не получилось, приходим к единому мнению.
В заключении учитель предлагает сформулировать основные принципы организации администрации:
- можно выделить 3 вида структурных подразделений:
1. Отраслевые (управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда, управление образования, здравоохранения, финансовый департамент и др.)
2. Межотраслевые (управление экономического развития, компьютерно - информационное управление и др.)
3. Территориальные (администрации сельских поселений и поселков)
- работа администрации основана на принципах единоначалия (глава, председатель комитета и др.)
Ребятам предлагается назвать трудности, возникшие при выполнении этого задания (разветвленность и двухуровневость администрации затрудняет выбор подразделения, к которому надо обращаться при решении конкретных вопросов)
5. Работа в группах (15 мин.)
Учащиеся делятся на 3 группы – жители района, чиновники администрации, депутаты районного собрания депутатов – каждая из которых в течение 5 минут формулируют и записывают на ватмане свои предложения по усовершенствованию работы администрации. Свою точку зрения необходимо аргументировать. После того, как каждая группа представит свои предложения, учитель предлагает найти общее для групп и оформить проект по изменению структуры администрации для повышения эффективности ее работы.
6.Подведение итогов, рефлексия (5 мин.)
Возвращение к ожидаемым результатам занятия и определение видов учебной работы в ходе занятия. Участники высказываются о том, как они ощущали себя в ходе занятия, что было полезного, какие новые идеи пришли в результате проведения занятия.
Учитель: ребята, сегодня мы с вами познакомились со структурой администрации Хабаровского муниципального района, определили принципы ее организации, выявили недостатки, трудности с которыми сталкиваются рядовые граждане при обращении к исполнительному органу местной власти, а также сформулировали свои предложения по улучшению работы администрации. На занятии вы работали в парах, группах, учились вести дискуссию, находить точки соприкосновения во мнениях, даже противоположных.
Исполнительно- распорядительный орган местного самоуправления имеет разветвленную и сложную структуру. Не всегда гражданин имеет четкое представление о том, куда он должен обратиться для решения проблемы, но вы теперь имеете об этом представление.