Страшные игрушки – явление не новое, они существовали во все времена. Подобные игрушки чаще всего представляли устрашающих сказочных персонажей и фантастических существ. В русской народной традиции они показаны в резной деревянной игрушке, всевозможных игрушках из глины. Изображали эти фигурки "страшных" животных, к примеру, медведя, льва и сказочных "чудовищ". Данные персонажи хорошо знакомы малышам, они способствовали преодолению страхов.
Современная индустрия игрушек действует совсем по другим ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым мишкой. Страшные игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания.
Приобретая современную страшную игрушку, многие родители совершенно не подозревают о том, какой вред причиняют своему малышу, пользы от них совсем не много, а вот закрытость и жестокость, они воспитывают не плохо.
Для чего нужны страшные игрушки
Подобным образом, как с самого начала бытовали, наравне со славными героями сказок, злые, были всегда и страшные игрушки, представлявшие этих персонажей. Роль их была проста, как и другие образные игрушки, они были некими посредниками между внутренним миром малыша и окружающей его внешней реальностью. Отличие в том, что "обычные" (нестрашные) игрушки предназначаются для отождествления и выражения положительного опыта малыша, а пугающие игрушки предназначались для обыгрывания негативных, отрицательных чувств и событий в жизни малыша. Воспроизводя в таких игрушках личную агрессию и страх, детки учатся их узнавать и контролировать.
Вторая важная задача страшных игрушек - моральное воспитание маленького человека. Ребенку проще распознавать добро и зло, видя перед собой подобающие яркие образцы из сказок. Ранние страшные игрушки, погружающиеся корнями в среду сказки, выполняют эту задачу, они являются прототипами душевной жизни малыша и позволяют "отыграть" и, как результат, преодолеть свои отрицательные эмоции, понять и дать оценку собственным дурным и добрым поступкам.
Произвольные мифические, сказочные герои являют собой универсальные, общепринятые образы добра и зла. Сказка, несмотря на мнимую фантастичность, действительно моделирует ситуации, которые малыш может встретить в реальной жизни, обучает его смелости, настойчивости, благородству.
Устрашающий облик таких персонажей отвечает их внутренней сущности: они страшные, так как злые. Но наряду с этим, каждый из этих персонажей имеет свой редкий, порой противоречивый характер, отлично известный каждому малышу из сказок. Как раз благодаря этому страх, который они оживляют у ребенка, в определенной мере условен. Ребенок хорошо знает характер, внешность и способности нехороших сказочных героев. Поэтому он без труда сможет придумать способы одоления всех этих "жутких" качеств. Страшного дракона можно провести вокруг пальца, крокодила закрыть в клетке и отослать в Африку, а Бабу Ягу, при желании, можно задобрить подарочком. Предсказуемость этих "ужасных" героев дает возможность ребенку без затруднений манипулировать ими в игре, а значит, побеждать свой страх.
К распространенным страшным игрушкам также относятся разнообразные устрашающие маски, игрушечное оружие, карнавальные костюмы негативных героев. Эти предметы сюжетно-ролевой игры, также как и образные игрушки, предназначаются для помощи ребенку в "опредмечивание" воображаемой реальности.
Какая роль современных страшных игрушек
Современные страшные игрушки, к сожалению, сохранили в себе не так много от первоначальной роли. Разнообразие нынешних страшилищ просто поражает: разнообразные монстры, киборги, роботы-трансформеры, устрашающего вида животные и т.д. К этому списку можно добавить и "expression dolls", такое название получили куклы с утрированным и странным выражением лица: некоторые из них плачут, вторые сердятся, некоторые показывают язык, а есть и такие, на лице которых старческие морщины или прыщи.
Изобилие добавочных деталей, разнообразные технические "навороты", производят привлекательный образ игрушки. Но вместе с этим, они становятся слишком сложными для понимания малыша. Иногда совершенно не понятно, какое это существо - человек, робот, животное или вообще машина. Если взрослый человек, слыша слово "мутант" или "биоробот" осознает его смысловую нагрузку, то крохе, у которого лишь формируется представление о мире, они ничего не сообщают. В итоге этого, аналогичные герои со "сверхчеловеческими" возможностями, изображенные в "железной броне" и с устрашающей маской на лице, становятся для крохи образцом для копирования, образом того, каким в реальности должен быть человек. У мальчиков мужественность равносильна грубости, а сила – насилию.
Если коснуться внутреннего аспекта таких игрушек, то он довольно противоречивый. Большая часть сходных персонажей (Бэтмен, Человек-паук, Шрек, черепашки-ниндзя и пр.), позиционируются как "добрые" и "славные", несмотря на свою пугающую внешность. При этом главным их занятием являются побоища и борьба с похожими на них, но "злыми" героями. Опасность таких игрушек состоит в том, что они вытирают грань между добрым и злым.
Как известно игры формируют личность ребенка, поэтому вам родителям решать какие игрушки выбирать для своего ребенка.