Начнем с общего вопроса: есть ли единый принцип, на который стоит ориентироваться, думая о безопасности наших детей? Да, есть. Это любовь к ребенку, но любовь осознанная, активная, деятельная. Если у вас есть взаимное доверие с сыном или дочерью, если вы пользуетесь у них авторитетом, если ваше мнение для них хотя бы небезразлично, у ваших детей значительно уменьшается степень риска попасть в беду. Поверьте, это отнюдь не общие слова. Любой специалист по детской безопасности, в какой бы стране или местности он ни работал, вам подтвердит: что бы ни предпринимали воспитатели, полиция, милиция и все общество в целом, этого мало, потому что ребенка защищает, прежде всего, любовь родителей.
1. Дорожно-транспортные происшествия - самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы, полученные при ДТП, - самые тяжелые. Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не подскажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час - более 15 метров. Одна из особенностей детской психики - фиксация на одном предмете (другие ребенок в этот момент уже не видит) - увеличивает его незащищенность. Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его ко взаимоотношениям с городом. Обучение поведению на улице, ознакомление с элементарными правилами дорожного движения должно начинаться как можно раньше. Это не требует особого напряжения или времени. Ведя малыша в детский сад, можно многое ему объяснить и показать на примере. Но, разумеется, вся наука сойдет на нет, когда мама сама переведет его через дорогу на красный свет.
2. Различные травмы Около 70% уличных травм случается со школьниками по пути домой из школы. Понятно почему: дорогу после занятий ребята считают уже начавшимся отдыхом. Чтобы ввести этот отдых в разумные рамки, надо или встречать ребенка, или строго договориться с ним о времени возвращения домой и маршруте. Убедите его не задерживаться на школьной площадке, никуда не заходить. Травмы - и на улице, и дома - происходят в основном при падении. Это важно иметь в виду, потому что правильно падать можно и научить, как это делает, например любой тренер по волейболу на первом же занятии. Спортивные привычки помогают снизить опасность травм и еще в одной традиционной ситуации - мальчишеской драке. Кстати, здесь надо обратить внимание на искаженные представления детей о возможных последствиях ударов (особенно предметами). Родители, например, должны объяснить ребенку, что только в кино после удара железным прутом человек остается, здоров и весел.
3. Пруды, каналы, пляжи, котлованы и рвы с водой У воды ребенок не должен находиться без взрослого. Дети тонут не только в реках или прудах, но и в различных ямах, строительных котлованах и т.д. С первых лет жизни ребенку необходимо внушить быть осторожным у воды и при первой возможности нужно научить его плавать.
4. Незнакомые люди С раннего детства ребенок должен быть приучен к тому, чтобы не вступать в общение с незнакомыми людьми, если он находится без сопровождающего. Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка закон четырех "не": · не разговаривай с незнакомцем; · не садись в машину к незнакомцу; · не играй по дороге из школы домой; · не оставайся на улице с наступлением темноты. Предлог, которым воспользуется злоумышленник, предсказать невозможно, поэтому конкретные формулы типа "Не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету" могут только сбить с толку. Ребенок должен твердо усвоить, что если он один, то на любое приглашение, предложение незнакомого человека следует сказать: "Извините, нет" и отойти.
Правила безопасности для детей
Чтобы уберечь ребенка от опасности научите его определенным правилам поведения детей. Пусть это будет начальной школой выживания .
Если ваш ребенок остается дома один, прикажите ему строго-настрого никому не открывать дверь, даже если он знаком с тем, кто звонит. Все друзья и знакомые родителей должны заранее договариваться о своем визите и приходить, когда старшие дома. Прикажите ребенку не открывать дверь людям, назвавшимся либо сотрудниками милиции, либо работниками коммунальных служб, они должны приходить, только когда в доме есть кто-нибудь из взрослых.
Научите детей следующему.
Когда звонит незнакомец по телефону, не надо называть себя, не надо вступать с ним в разговор и лучше сразу повесить трубку. Если же звонок носит явно угрожающий характер или же аналогичные звонки повторяются, стоит позвонить в отделение милиции и сообщить о них.
Если вашему ребенку предстоит одному идти на занятия в школу или в спортивную секцию, разъясните ему, как пройти туда самым коротким и безопасным путем. Следует избегать пустынных мест и никогда не сворачивать с дороги, чтобы сократить ее, выбирая путь через плохо освещенные проулки, а также участки, поросшие лесом или плотным кустарником.
Не надо заговаривать на улице с незнакомцами и надо сразу же отвергать все их навязчивые предложения. Если незнакомец не отстает, надо постараться дойти до людного места или громко позвать на помощь.
При приближении машины и чувствуя явную опасность от сидящих в ней, нужно закричать и бежать в противоположную от нее сторону, это затруднит на какое-то время водителю преследование.
Заставьте ребенка запомнить правило: никогда нельзя садиться в попутную машину, что бы при этом ему ни обещали. Если рядом затормозит машина, а пассажиры попросят показать им дорогу, не нужно близко подходить к ней.
Запретите вашему ребенку слушать на улице аудиоплейер в наушниках он не сможет распознать звуки, предостерегающие об опасности.
Если ваша дочь или сын носят с собой сумку, убедите их, что не следует прижимать сумку крепко к себе, грабитель может подумать, что в ней находится что-то ценное, и попытается выхватить ее. Идя вдоль дороги, нужно держать сумку в другой от проезжей части руке: этим можно помешать грабителям, "работающим" на проезжающих транспортных средствах. Маленькие сумочки, если в них имеется что-то ценное, носят под пальто или пиджаком.
Всегда давайте ребенку немного денег или телефонные жетоны (если нет мобильного) , чтобы, оказавшись в критическом положении, он мог позвонить из автомата вам на работу или кому-нибудь из родственников или знакомых.
Если по дороге ваша дочь или сын встретили компанию хулиганского вида, можно забежать в ближайший магазин, чтобы переждать, пока она пройдет мимо, или перебежать на другую сторону улицы, где много пешеходов. Если приходится пройти рядом с такой компанией и кто-то спрашивает у вас, "сколько времени", или просит сигарету, никогда не следует останавливаться.
Если цель хулиганов — ограбление, убедите ребенка не противиться им, ведь его личная безопасность важнее, чем все вещи или деньги.
Если ребенок играет на улице: пусть постарается, чтобы его игры проходили на глазах родителей или родственников; если он хочет уйти в соседний двор, он должен обязательно предупредить родителей, куда, с кем он идет и во сколько вернется; если он с друзьями играет в прятки, пусть не использует при этом стоящие машины, подвалы и другие подобные места; пусть избегает ходить через парк или лес; если ему показалось, что за ним идут, пусть перейдет на другую сторону дороги, зайдет в магазин, на автобусную остановку, обратится к любому взрослому человеку; если он где-то задержался, пусть попросит родителей встретить его у метро или автобуса; если его маршрут проходит по автомагистрали, пусть идет навстречу транспорту; если машина тормозит, пусть отойдет от нее подальше; если его остановили и попросили объяснить дорогу, пусть не садится в машину и пусть постарается объяснить на словах; если незнакомый человек старается его чем-то угостить или предлагает какую-либо вещь, пусть вежливо откажется; если незнакомый человек представился другом его родственников или родителей, пусть не спешит приглашать его домой и пусть попросит дождаться их прихода на улице; входя в подъезд, пусть посмотрит, нет ли посторонних. Если там находится группа людей или даже один человек, пусть подождет, пока кто-нибудь не войдет в подъезд вместе с ним; если ребенок вызвал лифт и к нему подошел незнакомый человек, обязательно пусть дождется, чтобы он уехал без него; пусть не оставляет записки о том, куда он ушел и когда будет, в дверях квартиры; если он пришел, но дверь в квартиру оказалась открытой, пусть не спешит входить, зайдет к соседям и позвонит домой; если на улице ему навстречу идет компания, пусть перейдет на другую сторону, в конфликт старается не вступать. Если ребенок делает покупки: перед выходом из дома пусть пересчитает наличные деньги; пусть не говорит никому о том, какой суммой денег он располагает; если при нем крупная сумма денег, пусть попросит своих родственников сопроводить его; если ему предлагают зайти в подсобку, палатку, машину, с ним должен быть сопровождающий; расплачиваясь, пусть не показывает все деньги, имеющиеся у него .
Источник: Записная книжка молодой мамы
ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений, А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела.
Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.
Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: мой ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.
Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.
Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.