Пора вводить прикорм? Оговоримся сразу: все, что написано в этой статье, относится исключительно к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом! Когда же начинать прикорм ребенка на грудном вскармливании? Есть много мнений по этому вопросу. Многие продолжают настаивать на введении овощных и фруктовых пюре и каши с 4-месячного возраста или предлагают прикармливать ребенка после появления первого зуба.
Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют знакомить с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, его основная цель - не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать и добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полгода малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки: именно такое поведение и свидетельствует о готовности вашего крохи к знакомству с новой пищей. Причем подобный интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Каковы же принципы введения прикорма малышу при естественном вскармливании?
Первое знакомство Начинают знакомство малыша с введения микродоз продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка. Микродоза для мягкой пищи - это примерно столько, сколько помещается у вас между подушечками большого и указательного пальцев или на кончике чайной ложки. И для жидких продуктов - один глоток (наливается в маленькую чашку на донышко). Ребенок может "за один присест" попробовать то, к чему он проявляет интерес, в количестве до трех микродоз. Давайте в руку малышу только твердые куски, от которых он сам много не отъест (морковки, кочерыжки, сушки). Микропробы давайте 3-4 недели. За это время кроха уже может перезнакомиться с очень многими продуктами и научиться пить из чашки. Прикорм не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.. Постепенно увеличивайте количество пищи, позволяя крохе съесть больше. Старайтесь сохранить у ребенка интерес к еде. От полугода до полутора лет он должен познакомиться со всеми продуктами, которые едят в семье. Чтобы сохранить желание пробовать, до 8-11 месяцев нужно ограничивать пищевой интерес малыша: если он съел 3-4 чайные ложки одного продукта и просит еще, дайте ему что-то другое. Введение прикорма выглядит примерно так: малыш выпрашивает кусочки и вы его иногда оделяете. В этой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает. Малыш должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки, своя тарелка появляется у крохи, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста ребенок может есть, сидя у вас на руках и из вашей тарелки. Если кроха устал есть, потерял интерес, сразу же унесите его из-за стола. Нередко мамы совершают ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, кроха некоторое время ест неаккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку и нести в рот. Многие считают это недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить. В результате у крохи пропадает желание есть самостоятельно. Ему может очень нравиться какой-то продукт, он требует еще и еще, и мама ему уступает, а на следующий день у малыша - пищевое расстройство.
При правильном введении прикорма самочувствие ребеночка не ухудшается и он продолжает нормально развиваться. Если вы знаете варианты нормального поведения малыша, адекватно их оцениваете и вовремя корректируете, ребенок вырастает умеющий себя правильно вести за столом и с хорошим аппетитом. Как можно определить, что прикорм введен неправильно? Ребенок в течение некоторого времени ест очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, малыша перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней пять брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать и с аппетитом есть в его присутствии. Часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. Многие убеждены, что грудное молоко - не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Игнорируется тот факт, что молоко - совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания детей, абсолютно полноценный но своей усвояемости и питательности. Доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока. Полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Ваша задача - не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать интерес к еде. Если вы хотите, чтобы в будущем у малыша был хороший аппетит, не кормите ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре, тяжело смотреть, что ребенок съел две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой или игрушкой, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, прикладывающийся к маминой груди, никогда не страдает от голода и жажды! Вопросы мам
Если давать малышу кусочки пищи, не подавится ли он? Еду для крохи не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если вы даете ребенку что- то, от чего он может откусить большой кусок, посадите его на колени и следите за ним: как только малыш откусит большой кусок, вытащите его изо рта. Ребенок постепенно обучается жевать своими пока еще беззубыми челюстями. Как быть, если малыш выплевывает даже маленькие кусочки, вместо того чтобы глотать? Многие дети неделю-две выплевывают все, затем начинают выплевывать кусочки "через один", половину глотают, потом, наконец, начинают глотать все. Проявляйте терпение и не настаивайте. В то же время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки. Как быть с солью, сахаром, специями, содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола? Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Подчеркнем еще раз: сейчас ваша задача - не накормить ребенка другой пищей (что можно сделать и детским питанием), а продолжить процесс адаптации его желудочно-кишечного тракта к другой еде. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые объемы пищи, то уже будет вполне способен со всем этим справляться. Нужна ли дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма? Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем он начинает обычно после года. Обычно ребенок интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему немного питья в кружечку. Если ребенку почти 5 месяцев, он интересуется любой едой и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм? Любознательному малышу очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что в неполные 5 месяцев ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени опасно. Ваша задача - защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Проще говоря, уносите малыша из кухни и не ешьте в его присутствии. Консультанты не раз встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляла нетерпение и в результате ребенок получал срыв в пищеварительной системе. Есть ли особенности введения педагогического прикорма, если малыш или его родители - аллергики? Конечно же, есть. Такому крохе медленнее и осторожнее вводят продукты, начиная с гипоаллергенных; количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: "один шаг вперед, два шага назад". Вы сами должны соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у вас аллергию или любые другие неудобства. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3 дней. Как быть с ребенком старше года, не имеющим аппетита? До года попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Сейчас ест плохо, и только определенные виды баночного питания. Как же приучить ребенка к взрослой пище и повысить его аппетит? Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс. Перестаньте кормить малыша отдельно. Сажайте его за стол вместе со всеми и не пытайтесь кормить. Сделайте вид, что вам всем безразлично, ест ребенок или нет. Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то - давайте. Положите в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь его, не ругайте и не наказывайте, если ребенок что-то разольет, уберите и покажите, что все едят аккуратно.
Познакомились? Пора и подружиться! Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?
Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола - параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6 месяцев и старше связаны со сном. Малыши много сосут при засыпании на дневной и ночной сон, прикладываются к груди при пробуждении от дневного сна и утром, а также сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этот период малыши часто предпочитают запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах при условии, что его грудное вскармливание правильно организовано, а мамочка не испытывает недостатка в питательных веществах.