В последнее время участились жалобы родителей на то, что в группах (в том числе и в 1-ой младшей, то есть «ясельной») в некоторых садиках в качестве детского досуга используется телевизор. Насколько правомерен телевизор в данном случае, мы спросили у Богдановой Розы Узбековны, главного специалиста по работе с ДОУ г. Казани.
Цитаты из родительских отзывов: «дети полдня смотрят телевизор», «в каждой группе телевизоры, которые потребовали родителей купить, якобы для просмотра учебных программ. В результате дети с 8 утра сидят у телевизора, причем, смотрят все подряд, потом час прогулки и тихий час с 13 до 16, после чего опять телевизор!».
«Я вообще не понимаю, зачем им в садике телевизор смотреть, зачем тогда воспитатели и всяческие программы обучения, а самое главное - общение с детишками…»
«Я тоже считаю что телевизор в садике ни к чему. Нашли легкий способ занять детей, не обременяя себя, пусть книги читают. Мы летом ходили в группу на 2-ом этаже. Там парты и телевизор был. Как не придешь, дети мультики смотрят, причем не всегда советские».
По словам родителей, воспитатели по-разному аргументируют его использование: «включают, в конце дня, когда собирают всех детей, ожидающих родителей», «проводят специальные занятия», «зимой вместо прогулки" и т.д.
Проследить количество просмотра родители не имеют возможности. Особенно важен этот вопрос для родителей деток, у которых высок риск миопии.
Да и вообще, нужен ли просмотр телевизора в садике?
«Я бы, например, удалила все телевизоры из групп, - поделилась Роза Узбековна. - Мало того, что дети смотрят вместе со взрослыми телевизор дома, так еще получают дополнительную нагрузку в образовательном учреждении. В детском саду они должны играть, а не смотреть телепрограммы. Я как педагог категорически против телевизора в группе детского сада в качестве досуга.
Телевизор – это техническое средство обучения. Исходя из положений об охране жизни детей, исходя из того, что основной вид деятельности ребенка-дошкольника – это игра, детям в детском саду телевизор нужен только в качестве учебного средства. Дети развиваются через игру, совместное творчество, полезную деятельность, но никак не через просмотр мультфильмов, те более в детском саду.
Телевизор может быть установлен в особых кабинетах, где проводятся специальные занятия. В детском саду реализуется основная программа дошкольного образования, поэтому допустимо присутствие интерактивной доски (в старших группах). В бюджет покупка телевизора не заложена. Поэтому, как правило, они приобретаются на родительские средства. В первую очередь родители должны обсудить между собой вопрос, зачем им покупать телевизор или DVD-проигрыватель в дошкольное учреждение?
Дети приходят в детский сад играть, развиваться, общаться со сверстниками, получать социальный опыт в играх. В непосредственные обязанности воспитателя входит организация полезно-практической, игровой деятельности. Просмотр телевизора к этому никак не относится!»
Что же делать маме, ребенок которой пришел в группу, где уже принято смотреть мультики?
Если вы приводите ребенка в садик, где уже есть телевизор в группе, то мама может подойти к заведующей с просьбой переместить его в другое помещение. Заведующая, как человек, отвечающая за качество дошкольного процесса, его организацию, должна проконтролировать этот момент и принять решение о перемещении телевизора из игровой комнаты.