Дидактические задачи. Познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с выпечкой крендельков. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей. Укреплять проявление добрых чувств и отношений.
Игровая задача. Устроим кондитерскую фабрику и будем пекарями.
Игровые действия. Приготовление теста, выпечка крендельков, угощение детей.
Правила игры. Мальчики приготавливают тесто (наливают молоко, сыплют муку, взбивают яйца, кладут масло, сахар), относят противни на кухню, ждут и проверяют по часам время выпечки.
Девочки лепят крендельки, укладывают на противень, смазывают маслом и посыпают сахарным песком (эта работа делится между отдельными девочками или небольшими группами).
Оборудование игры. Мука, сахарный песок, масло, вода или молоко, яйца; кастрюля для приготовления теста и лопаточка для взбивания; доски для разделывания теста (2—3); противни; фартучки, косынки — для девочек, колпачки —' для мальчиков.
Ход игры
Воспитатель. Вы уже знаете, откуда приходит хлеб: как из зерен вырастают колосья, потом их убирают комбайнами, мелют на мельнице, получается мука, а из муки делают хлеб, булочки, крендельки, печенье.
Сегодня у нас будет «вкусная игра». Устроим пекарню. Девочки наденут переднички и платочки, мальчики — шапочки. Мы все будем пекари. Пекари перед работой всегда моют руки. Идите, пёкари, мыть руки.
Мальчики будут приготавливать тесто из муки. Одни будут наливать молоко, другие класть муку, третьи вбивать яйца в тесто, а кто-либо класть сахарный песок. Потом девочки сделают крендельки, положат их на противни. А мальчики понесут противни на кухню и поставят в духовку. Когда же крендельки будут готовы, мальчики принесут их в группу.
Кто что будет делать, договаривайтесь сами: вы это уже можете.
Воспитатель. Сколько же нужно сделать крендельков (или печенья)?
Дети (почти не задумываясь). Столько, сколько ребят.
Воспитатель. Разве мама делает только для себя? Пекари пекут хлеб только для себя?
Дети. А мы для кого будем делать крендельки?
Воспитатель. Подумайте сами, кого вы можете угостить.
Дети (с некоторой нерешительностью). Вас, маму, еще кого-нибудь.
Воспитатель. А1 малыши могут сами испечь крендельки или печенье?
Дети (радостно). Будем угощать малышей.
Витя. Тогда крендельков нужно очень много.
Воспитатель. Вот и сделайте много (предполагается, что каждый сделает три-четыре).
Дети. Трудно сосчитать...
Воспитатель. Пусть каждая девочка сделает три-четыре кренделька. Тогда всем хватит.
Т а'н я. А как будем угощать?
Воспитатель. Крендельки, печенье положим в корзиночки и отнесем в младшую группу. Вы скажете малышам добрые слова и объясните, что сами испекли для них крендельки.
Петя. А какие слова? Волшебное слово пожалуйста?
Воспитатель. Подумайте сами, но так, чтобы дети были рады получить от вас угощение.
Катя. Вот вам крендельки. Мы сами их для себя и для вас сделали.
Стасик. Крендельки, крендельки очень вкусные для вас.
Андрюша. Мы, ребята старшей группы,—пекари. Сами тесто ставили и крендельки делали. И рады вас угостить. Ешьте на здоровье!
Воспитатель. А малыши вам скажут: «Какие добрые пекари. О нас не забыли. Спасибо!»
Дети. Пожалуйста, у нас такая «вкусная игра».
Игра «Что вырастили люди»
Дидактические задачи. Подвести итог впечатлениям и представлениям детей от пребывания на даче или в деревне (колхозе) в летне-осенний период. Обратить внимание детей на то, что дал труд людей. Выявить чувства благодарности к труду человека. Сказать, что во многих играх дети будут путешественники, художники, мастера умелые руки, и тем самым углубить интерес к познавательной игре, усилить романтику игровых действий (каждый ребенок хочет быть кем-то).
Игровая задача. Собрать то, что подарили лето и осень, и устроить выставку.
Игровые действия. Собрать реальные предметы, а за отсутствием их — изображения (фрукты, овощи, ягоды, грибы, стручки бобов, арбузы, дыни и др.).
Правила игры. Разделиться на несколько групп; каждая — собирает что-то одно (овощи, фрукты, ягоды; плоды — орехи, стручки, бо-' бы; грибы
Оборудование. В разных местах группы, в зале, в кухне разложить то, что дети должны найти и собрать. Для каждой группы удобные для сбора предметы: мешочки, корзиночки, подносы и др.
Портреты садоводов, овощеводов, бахчеводов, полеводов размером 12—15X20—22 см. Цветные изображения (наклеенные на паспарту), отражающие радость труда.
Ход игры
Воспитатель говорит, что сегодня дети будут устраивать выставку того, что вырастили люди: «Вы будете как будто путешественниками и соберете все, что вырастили люди. И еще вы будете как будто бы художниками и красиво расположите все, что вы найдете. Овощи, фрукты и т. д. нужно старательно поискать (пусть дети проявят некоторые усилия) и поставить на выставку».
После того как дети рассмотрели то, что на выставке, педагог показывает портреты и говорит: «Замечательные фрукты —яблоки, груши — все, что есть на выставке,—вырастили садоводы. Вот женщина-садовод с виноградом. Она рада, что вместе с другими садоводами вырастила много винограда. А вот садовод, вырастивший яблоки... груши...
сколько капусты — белой, сочной— вырастили женщины на полях (показывает портрет). Их называют овощеводы. И все они рады тому, что своим трудом доставили радость другим. Они как будто смотрят на вас и хотят угостить тем, что у них есть».
(Если дети скажут спасибо — хорошо, а если нет, это должен сделать педагог: «Скажем спасибо».)
Примечание. В конце игры хорошо угостить детей кусочками моркови, репы, яблока. Дети все это получают, но угощение будто бы теми, кто их вырастил, более привлекательно для детей: обычное становится необычным и особо приятным.
Игра «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме (бабушке, сестре, тете, товарищу)!»
Дидактические задачи. Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить вежливой форме общения, умению считаться с интересами другого, принимать участие в беседе, сговоре для игры. Проверить и закрепить представления о разных материалах1. Обратить внимание детей на то, что цветы и сосуд, в который они поставлены, вместе создают общую красоту букета.
Игровая задача. Выбор самого красивого букета для мамы (или кого-то другого по желанию ребенка).
Игровые действия. Предварительный сговор: как играть, кто кем будет. Организация магазина цветов. Выбор букетов и узнавание материала, из которого сделан сосуд (корзиночка, тарелочка и др.).
Правила игры. Действовать по очереди и уметь подождать, не нарушая общего хода игры. Помогать товарищу при затруднении.
Оборудование. Витрина для экспозиции букетов цветов. Набор открыток (на паспарту) с изображением букетов цветов. Конверты для покупателей (в том случае, если картинки-открытки в двух экземплярах, дети могут взять подарок домой для мамы, бабушки и др.). Портрет девушки-садовода.
Ход игры
Воспитатель. Цветы любят все. Полученные в подарок цветы радуют, вызывают чувство благодарности к тому, кто их подарил. Кому хотели бы вы подарить цветы?
Дети. Маме, бабушке, папе...
Воспитатель. У нас и будет такая игра «Какой букет цветов я хотел (а) бы подарить маме». А где же взять цветы? Цветы можно вырастить— это самый дорогой подарок. Цветы можно купить в магазине. Устроим магазин цветов!..
(Игры в «магазин» известны, и у детей есть опыт их устройства, распределения ролей. Нужно создать условия для активного участия в игре всех детей, проявления ими инициативы, выдумки.)
После открытия «магазина» воспитатель становится его директором (заведующим). Своими действиями и словами он как бы моделирует общение продавца с покупателями без прямых указаний.
Игра «Поищем и найдем «волшебные слова»
Дидактические , задачи. Обратить внимание детей на то, что многие слова являются «волшебными», помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значение слов, их применение. Предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведенных примерах. Вызвать добрые чувства у тех, кто говорит «волшебные слова», и у тех, кто отвечает на них. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.
Игровая задача. Поискать и найти «волшебные слова».
Игровые действия. Практические и умственные действия в соответствии с ситуацией, созданной замыслом игры. Поиск «волшебного слова» в кратком примере. Упражнения в применении слов в общении, при обращении детей друг к другу, к близким, к знакомым.
Правила игры. Думать, искать и находить «волшебное слово» в приведенном примере. Не мешать друг другу, а если нужно, помогать. Радоваться успеху товарища и всех детей группы.
Оборудование. Книжки-малышки с текстами, в которых имеются «волшебные слова». Коробочка — копилка «волшебных слов». Таблички со словами. Значки, обозначающие знание детьми «волшебных слов».
Ход игры
Воспитатель. Будем играть так: искать и находить «волшебные слова». Одно «волшебное слово» вы уже знаете. Какое это слово? Как вы узнали?
Дети. Пожалуйста. Есть такой рассказ «Волшебное слово».
Воспитатель. Кто, какой автор написал этот рассказ?
Дети. Воронкова.
Воспитатель. Почему слово пожалуйста названо волшебным?
Дети. Слово пожалуйста помогает.
Воспитатель. Правильно, это слово — верный помощник человека. Когда же оно помогает? Подумайте, вспомните рассказ «Волшебное слово», придумайте сами примеры. (Подвести детей к пониманию типичных форм общения.)
Дети. Слово пожалуйста говорят тогда, когда нужно что-то попросить... Когда у тебя что-то просят, нужно дать и сказать пожалуй-ка
ста... Когда просишь разрешения что-то сделать, надо сказать пожалуйста.
(Если дети затрудняются, можно прочесть им часть рассказа «Волшебное слово», предупредив их о том, чтобы они слушали и заметили, когда слово становится «волшебным».)
Воспитатель. Слово пожалуйста означает уважительное, культурное обращение. Запомните это, и слово станет вашим помощником.
Слово пожалуйста имеет верного друга — они почти неразлучны. Какое же это слово? Подумайте и догадайтесь. (Может быть, дети и испытают некоторое затруднение, но их ум будет подготовлен к правильному ответу.)
Воспитатель. Слово спасибо говорят друг другу, когда за что-то благодарят. Это доброе, красивое слово. Его нужно произносить неторопливо, подойти к человеку, которому нужно сказать это слово, посмотреть на него, назвать по имени и отчеству и сказать спасибо. Нужно так сказать, чтобы слово принесло радость тому, кому оно сказано, и тому, кто его говорит. Тогда слово спасибо будет «волшебным словом», вашим верным помощником.
(Можно привести несколько примеров, которые вызовут необходимость сказать слово спасибо (или прочитать тексты из книжек-малышек) .
Спасибо за поданную книгу, вещь, за принесенную игрушку, за оказанную помощь, за угощение, за доброе пожелание, за спетую песню, за рассказанную сказку, за поздравление с днем рождения, с Новым годом, с праздником.)
Вот мы и узнали два «волшебных
слова». Они напечатаны на карточках. Вот посмотрите! (Показывает.) Мы наклеим на карточки красный кружочек и положим в коробочку — «копилку волшебных слов». Не забывайте слова пожалуйста и спасибо, помогайте друг другу. Когда мы научимся ими пользоваться, наклеим на карточку звездочку.
Если вы узнаете другие слова благодарности, скажите. Мы и для них сделаем карточку и положим в «копилку волшебных слов».
Костя. Папа сказал, что можно сказать спасибо, а можно сказать благодарю.
Аня. Попросить можно и словами будьте добры — так сказала мама.
(Вновь добытые детьми слова заносятся педагогом на карточку и помещаются в «копилку волшебных слов».)