Вопрос: Моей дочери 4 с половиной года. Ходим в Лукоморье, в сад нет. В последние 3-4 недели время мы начали замечать что ей очень трудно сосредоточиться. Например, "Мама, хочу порисовать". Пока мы все готовим - суетится, торопится. Сели, начали рисовать... черк-черк, быстро закрасила, не понравилось, бросила, другой листок, третий... "Все хватит рисовать, давай поиграем". Начинаем играть, раз-два... "Все хватит играть, давай почитаем!". Начинаю читать, отвлекается постоянно, перебивает вопросами... Раньше внимательно слушала. Стишки запоминает коротенькие и только если учить в игровой форме. Лучше всего и дольше всего она танцует, но только под быструю веселую музыку. Ну и конечно диафильмы или мультики. Раньше она была более усидчивая, спокойная, по-долгу играла сама, а сейчас я ее не узнаю. С чем может быть связана такая перемена?
Отвечает Рудова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития "Арлекин": Могут быть разные причины. Например, возможно, у ребёнка имеются органические нарушения работы мозга, которые ранее себя мало проявляли, так как до 3,5 лет редко кто с ребёнком прицельно занимается. А тут увеличились нагрузки - и , например, повышенное внутричерепное давление мешает ребёнку сосредоточиться. Как это исключить? обследовать у невролога.
Ещё одна возможная причина - занятия в развивающей студии носят характер быстрой смены видов деятельности, и ребёнку нравится такая форма воспрития информации. Теперь дома она пытается вам предложить именно этот способ. Как это узнать? навести точные справки о том, как ребёнок занимается в Лукоморье. А дома попытаться разбить все дела на мелкие блоки: 5 минут чтения, 5 минут конструирования, 5 минут танцев. Если при такой форме занятий ребёнок будет эффективно заниматься и всё запоминать - знаит, ей пока подходит именно миниблоковая система.
Неусидчивость: причины и способы преодоленияВозможно, у ребёнка имеются психологические проблемы, а именно - в виде хаотичности деятельности и разброса интересов проявляется тревога. Именно так начинают всети себя дети после стресса и психотравмы. Причём учтите, что то, что для вас- пустяк, для ребёнка может быть психотравмой. Приведу простой пример из практики. Мне пришлось работать с мальчиком 7,5 лет, который после выезда на дачу к бабушке и дедушке, стал капризным, плаксивым, поверхностным, стал хуже читать. У него началось расстройство сна. В результате прояснения причины оказалось, что у ребёнка была на даче игрушка, с которой в младеннчестве он всегда спал, а потом мохнатый медведь с глазами на выкате занял место у него на полочке у кровати. Мальчик рос, а игрушка ветшала. И однажды во время весенней помывки дачи дедушка медведя выкинул - он был старый, линялый, сыпался по швам, пах плесенью. Только вот когда мальчик (на тот момент уже почти второклашка) не нашёл летом на полочке любимую с детства игрушку, он пережил стрес, равный для него потрели близкого человека. А вот сказать маме об этом стснялся - как можно, он же "большой" и не должен переживать из-за какой-то игрушки. Внутреннее напряжение было столь сильным, что это вызвало изменения в характере и поведении.
Вариантов причин изменения поведения от того, что ребёнок испытывает по некой причине психический дискомфорт и тревогу- очень много, и они индивидуальны. Что делать, чтобы узнать, нет ли у вашей малышки подобного переживания? Обратиться к хорошему психологу или психотерапевту. Можно выбрать и такой вариант: приходите к нам, в студию Арлекин на общую диагностическую консультацию, и мы вам подскажем по результатам диагностики, куда и к кому обратиться.