Глена Домана или Марии Монтессори, Сесиль Люпан или Зайцева - методик раннего развития на сегодняшний день немало. Авторы их раскрывают секреты интенсивного развития способностей ребенка, предлагая заниматься этим с самого рождения. Они сулят ошеломительные результаты и предупреждают, что после шести-семи лет мозг ребенка перестанет настолько эффективно воспринимать информацию. Начитавшись статей и книг на эту тему, многие родители начинают с энтузиазмом рисовать карточки со словами, шить вальдорфских кукол и ежедневно включать ребенку классическую музыку.
За советом как выбрать методику раннего развития ребенка, мы обратились к Анастасие Миллер, педагогу центра раннего развития «Тема», Елене Умурзаковой преподавателю английского языка средней общеобразовательной школы №75 г. Ульяновска и к психологу Сорокиной Светлане.
- "Прежде чем начинать занятия с ребенком по какой-либо из методик раннего развития, задайте себе вопрос: зачем это нужно лично вам, - советует родителям психолог Светлана Сорокина. - Потому что любая методика - это огромный труд для матери. Особенно это относится к методике Домана - мама превращается просто в конвейер, ведь нужно постоянно готовить новые карточки. Необходимо абсолютное погружение в этот процесс. Поэтому первое, что нужно иметь в виду родителям, увлеченным идеей раннего развития - собственные знания, ожидания и возможности.
Развитие должно быть всесторонним, важны и интеллектуальный, и физический, и эмоциональный аспекты. Полезно развивать любые способности, но не в ущерб остальным сторонам личности ребенка. Поэтому вполне возможно, не придерживаясь какой-то одной методики в чистом виде, использовать принципы, методы, игры и упражнения из разных методик. Вы можете, к примеру, учить читать по кубикам Зайцева, развивать моторику и знакомить с окружающим миром по программе Монтессори, и т.д.
Центр раннего развития Тема
Все-таки мое личное мнение: нельзя лишать ребенка детства! Малыши должны в первую очередь играть. Иначе, не наигравшись в детстве, они будут играть во взрослом возрасте, и мы рискуем получить абсолютно инфантильное поколение. А умение читать в три года или игра на пианино в пять, на мой взгляд, не так уж важны. Тем более, что в более старшем возрасте «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.
Кстати, это факт, который был выявлен в результате лонгитюдного исследования, проведенного американцами. В течение очень длительного времени исследовалась пара близнецов, одним занимались, другим соответственно нет, и периодически измеряли их коэффициент IQ. Так вот, было доказано, что если в самом раннем детстве с ребенком занимаются, то, действительно, сначала он быстро развивается, опережает сверстников, но к подростковому периоду разница практически исчезает. У тех детей, с которыми занимались, прирост IQ максимум составляет 3 пункта, что, честно говоря, совершенно не оправдывает тех средств, времени и сил, которые были вложены. И у родителей может возникнуть чувство разочарования в собственном ребенке - как же так, в него так много вложили, а он вырос совершенно посредственным. А ведь ребенка всегда нужно принимать таким, какой он есть".
- "Была у меня одна ученица, с которой родители очень серьезно занимались английским, с самого раннего возраста, - вспоминает Елена Умурзакова, преподаватель английского языка школы 75. - В начальной школе это действительно было заметно, она всегда шла на несколько шагов впереди. Но где-то классу к восьмому она перестала выделяться. В школе ведь усредненная программа, и если у самого ребенка нет интереса к языку, то и толку от дополнительных занятий будет мало. И в целом, особой разницы в интеллекте этой девочки и остальных детей я не замечала. Есть дети, которые смекалистее, но это, наверное, генетическая особенность. Кстати, в нашей школе как-то проводили интеллектуальную диагностику учеников, и было выявлено, что дети в недисциплинированном, считавшемся "слабым", классе показали лучшие результаты. Оказалось, что у них лучше развито воображение и логическое мышление. А учатся, как известно, лучше те, кто зубрит... Словом, на мой взгляд, все те знания, которые были получены ребенком в результате занятий в раннем возрасте - это еще не показатели интеллекта.
Конечно, это не значит, что заниматься с ребенком не нужно вовсе. Нужно, причем с самого рождения! Но не забывая гулять, ездить на природу, заниматься элементарными домашними делами. И соблюдать главное правило для любых развивающих занятий - никакого насилия над ребенком! Если ребенок выражает протест: плачет, отмахивается, убегает, не стоит его заставлять. По какой бы методике вы ни занимались, занятия должны приносить ребенку удовольствие, он должен ждать их с радостью и нетерпением".
- "Не надо воспитывать и развивать детей «специально», надо учитывать их интересы и помогать им развиваться, - говорит Анастасия Миллер, детский и семейный психолог, логопед, специалист по раннему развитию детей. - А если у родителей не хватает знаний или времени, всегда можно обратиться за помощью к специалистам. Современные родители много знают про методики раннего развития, покупают массу пособий, но когда доходит до момента «надо заниматься и учить», вот тут и возникают проблемы. И это нормально. Приведу пример: если мы поцарапались, то мы ранку обрабатываем йодом, а если мы получили серьезную травму, то даже если у нас есть дорогие и современные препараты, мы все равно обратимся к врачу. Так и с нашими детьми: родители могут и должны читать с малышом книжки, знакомить с простыми бытовыми вещами, рассказывать интересные факты, рисовать и т.д. Но если вы хотите, чтобы ребенок занимался по определенной методике, научился общаться, получил определенный багаж знаний, умений и навыков, научился хорошо, чисто и грамотно говорить, то, конечно, лучше обратиться к людям, получившим специальное образование в этой области: психологам, педагогам, логопедам. И помните: самая хорошая методика – это счастливое детство вашего малыша, которое никогда не повторится, но останется в памяти на всю жизнь!"