Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы: если
- ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:
- если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
- если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;
- если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
-если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
- если к - концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
- если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
- если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
- если к концу 11 -го месяца он не может ползать на четвереньках.
УМЕНИЕ СИДЕТЬ
Следует насторожиться, если
- ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками м ножками;
- к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
- к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
- к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;
- к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;
- к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
- к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
УМЕНИЕ ХОДИТЬ
Если
- к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
- к концу 6-го мес. в таком же положении не "пританцовывает";
- к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
- к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
- к концу 11-го мес. не может передвигаться, держась за опору;
- к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
- в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
- в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;
- в один год и 4 мес. не бегает свободно;
- в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;
- в 2 года и 6 мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
- в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.
При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу
- 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
- 3-го мес. не разглядывает свои ручки;
- 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
- 6-го мес. не может ухватить кубик;
- 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу
- 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
- одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
- одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;
- одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;
- 2 года не может отвинтить крышку от банки;
- года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
- 3 года не может налить воду в чашку.
Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу
- 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;
- 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
- 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;
- 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
- 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
- 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
- 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
- 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
- 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
- одного года не проявляет интереса к автомашинам;
- одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
- 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;
- 2 года 8 мес. не может выложить кубики в одну линию.
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Если к концу
-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
- 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа?");
- 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
- 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;
- 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;
одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
- одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа";
- одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
- одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
- 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами "большой" и "маленький";
- 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
- 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Если ребенок к концу
- 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
- 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
- 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
- 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
- 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
- 6-го мес. не проситься "на ручки", протяг ивая свои ручки к взрослому;
- 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
- 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
- 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
- 11-го мес. не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;
- одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
- одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;
- одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
- одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
- одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;
- 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;
- 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;
- 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;
- 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение "Я", не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.