Многие первоклассники не умеют определять время по часам, имеющим стрелки. Родителям иногда кажется, что еще чуть-чуть и ребенок сам научиться это делать, но время идет, а результаты по-прежнему радуют. Чтобы научить ребенка определять время, лучше использовать ненастоящие часы. Ведь все трудности заключаются в том, что детский ум достаточно сложно воспринимает объединение минутного и часового циферблатов.
Чтобы научить ребенка определять время, для начала попробуйте просто-напросто отбросить минутную стрелку и все минутное деление циферблата. Останется всего двенадцать цифр и грубое разделение времени по часам. Учить ребенка часам вы можете начинать уже с трех-, четырехлетнего возраста. Это может занять не один и не два месяца. Не стоит торопиться с четвертями, так же как и с «без десяти», «бес пяти». К этому необходимо переходить на отдельном, следующем этапе обучения. Параллельно вводить второй циферблат, то есть добавлять вдобавок ко всему минутную стрелку, нужно очень медленно и только тогда, когда ваш ребенок научиться в совершенстве определять положение часовой стрелки.
Для начальных тренировок лучше всего подойдет самодельный макет часов, имеющий только одну, короткую, часовую стрелку. При этом ребенку необходимо объяснить, что стрелка, показывающая количество часов, называется часовой. Используйте для начала грубое разделение времени, например, на ровно час, немного больше, чем час, час с половиной, почти два, ровно два, немного больше, чем два и т.д.
Следует обязательно показать ребенку правильное направление стрелки часов, пускай он даже сам попробует покрутить ее в этом направлении. Расскажите также, что за час короткая часовая стрелка преодолевает расстояние между двумя соседними цифрами. Выставите на циферблате какое-либо время, и попросите малыша показать положение стрелки часов через час или же, напротив, час назад.
И только после того, как ребенок начнет хорошо ориентироваться в положениях часовой стрелки на таком упрощенном циферблате, можно пришивать на него вторую, длинную, минутную стрелку. При этом обязательно следует уточнить, какая стрелка показывает минуты, а какая часы. Объясните, что короткая стрелка показывает ровное количество часов только тогда, когда минутная стрелка поднята вверх на цифру двенадцать. Также следует пояснить малышу, что минутную стрелку придумали для того, чтобы уметь ориентироваться внутри часа. И в течение одного часа эта стрелка проходит полный круг на циферблате. Попробуйте спросить у ребенка, где будет располагаться длинная стрелка, если пройдет, допустим, не ровно час, а его половина. В случае, если ребенок не сможет ответить, стоим показать ему самим.
Как научить ребенка часам
После, изобразите на макете половину того или иного часа, не забывайте при этом передвигать и часовую стрелку. Пускай малыш попробует самостоятельно выполнить аналогичное задание. Для того, чтобы научить ребенка определять время, необходимо постоянно тренироваться, давать ему задания, исходя из уже изученных знаний. Изобразив на макете то или иное время и просите его поставить стрелки так, чтобы они изображали время, которое настанет, например, через полчаса, через час, через полтора и т.д., или, наоборот, которое было полчаса назад, час назад, полтора часа.
Затем уже следует объяснить малышу, что каждый час содержит в себе шестьдесят минут, а расстояние от одного деления часа до другого – пять минут. Покажите, как изобразить стрелками пять, десять, пятнадцать и т.д. минут какого-либо часа. Попросите ребенка повторить за вами и давайте подобные задания.
Изобразите на макете какое-либо произвольное время, спросите малыша, где будут располагаться стрелки часов через пять минут, через час, через полтора, через час и пять минут, или, наоборот, пять минут назад, тридцать минут назад, полтора часа, час и пять минут назад.
Объясните ребенку значение понятия четверти часа. После этого необходимо показать малышу, что все деления между цифрами разделяются на более мелкие деления - минутные. Покажите, как изображается на циферблате шесть минут какого-либо часа, восемнадцать минут и т.д. Давайте ребенку разнообразные задания на закрепление новых знаний, подобные описанным выше. Чтобы научить ребенка определять время, периодически концентрируйте его внимание на настоящих часах.
Неплохо было бы даже приобрести детские наручные часы. Спрашивайте у него, сколько сейчас времени, просите изобразить аналогичное время на макете часов. Можно просить ребенка изобразить стрелками на макете время по истечению часа, или любого другого промежутка времени, спрашивать, сколько пройдет времени, если часы будут иметь то или иное расположение стрелок и т.д. Помогите составить ребенку распорядок его дня, содержащий время, в которое то или иное событие будет происходить, нарисуйте часы с изображением этого времени. Стоит помнить, что для того, чтобы научить ребенка определять время, вам придется приложить немалых усилий.