«Мой семилетний сын не очень-то жалует школу: большинство уроков и тем более домашнее задание. Первый класс мы со скрипом закончили на тройки из-за плохой усидчивости, небрежности и сложной адаптации. Многочасовые разговоры о том, что учеба нужна для успешной карьеры, не приводили ровно ни к чему. Пришлось отказаться от практики внушения и нотаций. Когда сын пошел во второй класс, нами был выбран другой инструмент воспитания – денежное вознаграждение за оценки. Перед первым сентября на семейном совете мы решили, что наш второклассник будет получать зарплату, как взрослый. Хоть пятерки и четверки и стоят по отдельности немного, в совокупности за месяц получается внушительная сумма. За плохие отметки мы установили нематериальный штраф: получил тройку или двойку – о любимой компьютерной игре в этот день можешь забыть. Илья согласился попробовать учиться с такими условиями. На первую же свою зарплату он угостил меня мороженым. Это меня очень порадовало, ведь ребенку приятно не только зарабатывать деньги, но и расплачиваться ими за удовольствие близкого человека.
Отразилось ли это на учебе? В целом – да. У Ильи появилось много пятерок и четверок. Вполне возможно, он просто повзрослел и ему стало проще усваивать школьную программу. Тем не менее, сколько гордости было в его взгляде, когда он укладывал заветные купюры в свой кошелек!
Многие мои знакомые дают своим детям деньги на карманные расходы чуть ли не с яслей, а с началом школы практически ежедневно. Если родители вдруг, ни с того ни с сего, решают материально вознаграждать сына или дочь за оценки, школьникам бывает трудно понять, почему раньше они получали деньги просто так, а теперь должны их заслужить. У нас в семье такой проблемы не было, потому что мой сын первые свои деньги заработал в три года. Вот как это получилось.
Илья, играя, испортил необходимую в хозяйстве вещь: размотал по всей комнате бумажное кухонное полотенце. Я предложила ребенку самому поработать и возместить стоимость полотенца. И подсказала, как это можно сделать. Сын нарисовал картинку, очень старался. Мы пошли в ближайший супермаркет, был день и немноголюдно. Я стояла вдалеке, а Илья самостоятельно подходил к покупателям и предлагал купить картинку за пять рублей. Надо сказать, что только пятая женщина оказалась его покупательницей. Однако он героически переносил отказы. Сын купил новую вещь взамен испорченной. И главное, ему понравилась такая игра в самостоятельность. Когда Илья стал старше, я изредка отводила его к бабушке, она у нас работает в травматологии. Сын с удовольствием занимался подготовкой перевязочного материала: складывал салфетки, получая за работу по 40 рублей. И уже в том возрасте перестал брать деньги просто так».
Платить или не платить?
Наверное, не все взрослые согласятся с Полиной. «Нужно воспитывать у детей любовь к труду и стремление оказывать помощь окружающим, нужно научить их заботиться о благе других и привить любовь к учебе, а вы предлагаете за все это платить!?» К тому же финансовые обязательства, по мнению некоторых родителей, лишают детей детства.
Но доводы сторонников денежных вознаграждений такие же уверенные: «Только так можно приучить ребенка к взрослым отношениям. Только так можно стимулировать желание учиться и трудиться». Тут есть что обсудить.
Не учи меня жить, лучше помоги материально
Любая работа должна быть оплачена. Никто и не будет оспаривать этот лозунг, когда речь идет о взрослом человеке, выполняющем профессиональные обязанности. А если под трудом понимать помощь по дому вашего ребенка? Или, например, хорошие оценки в школе, ведь учеба тоже является трудом?
Конечно, странно было бы видеть ребенка, составляющего смету своих трудозатрат и к приходу родителей предъявляющего ее за собственной подписью и печатью. С другой стороны, считают психологи, дети очень рано, гораздо раньше, чем им вообще начинают давать карманные день- ги, понимают, что абсолютно просто так почти никто ничего не делает. Мы всегда что-то получаем – не в материальном смысле, так в психологическом. Причем родители сами – вольно или невольно – доводят эту мысль до ребенка. Например, когда говорят, что хорошие мальчики и девочки получат от Деда Мороза то, что хотят. Например, когда убеждают убрать игрушки, предупреждая, что тот, кто этого не сделает, на улицу не пойдет. Или когда, забыв о дне рождения пожилой родственницы, приносят потом больше подарков, чтобы избавиться от чувства вины и повысить свою самооценку. И дети все это запоминают. Поэтому ребенок, вдруг получивший вместо подарка за хорошую учебу некоторую сумму денег, вряд ли сильно удивится.
И все-таки деньги – это особое вознаграждение. Оно существенно отличается от подарка, пусть даже оговоренного заранее и дорогого по стоимости. Во-первых, тем, что наличие денег предоставляет определенную свободу. Ребенок сам может ими распоряжаться и тратить их на свое усмотрение. Не все родители уверены, что это «усмотрение » будет совпадать с их собственными взглядами и, главное, быть во всех смыслах безопасным.
«У нас довольно обеспеченная семья, – говорит Юлия, – но я решительно против того, чтобы давать дочери деньги. К окончанию учебного года, если учеба была успешной, мы с мужем дарим ей путевки в какой-нибудь международный молодежный лагерь. Я лично обо всем узнаю, навожу справки, собираю отзывы об этом лагере. Если мы подарим деньги, я не уверена, что она потратит их правильно и с пользой».
Во-вторых, денежные отношения в семье выглядят как-то бездуховно, а потому многие родители стараются их избегать. Интересно, что даже дети иногда разделяют эти взгляды. «Я помогал дедушке в гараже – красил ворота, – рассказывает пятнадцатилетний Артем. – Когда мы все закончили, он, поблагодарив меня, дал денег. Я отказывался, но он настоял. Очень неудобная ситуация – до сих пор не знаю, что с ними делать. То есть деньги- то мне нужны, но вот конкретно эти потратить не могу. Теперь и помощь как-то неудобно предлагать. Вдруг он подумает, что я из-за денег?»
Волноваться, что денежные вознаграждения сведут на нет все ваши воспитательные труды, не стоит. Взгляды и ценности вашего ребенка не будут прямо связаны с фактом наличия у него своего «капитала». Скорее, на них повлияет ваше отношение к деньгам, к труду и к жизни вообще. Именно поэтому, получая одинаковые суммы денег, дети распоряжаются ими по-разному: один ребенок их тщательно складывает и копит, даже без особой цели, другой – тратит тут же на развлечения, а третий – дарит подарки близким.
Чем раньше, тем лучше?
С какого возраста допустимо вводить в практику денежные вознаграждения? Наверное, лучше, когда появляется потребность в некотором отделении от родителей, то есть с подросткового возраста.
Что именно «оплачивать» ребенку? Какие достижения и какие трудовые успехи? Точно можно сказать, что не все. Есть повсе-дневные дела, которые, хоть и не хочется, но делают все примерно в равной степени. Есть обязанности, выполнение которых необходимо для нормальной комфортной жизни. К этому ребенка приучают с раннего детства, и ни о каких вознаграждениях за мытье посуды и поход в магазин и речи быть не должно.
Платить за любую пятерку имеет смысл лишь в том случае, если вы хотите навсегда отбить у ребенка охоту к учебе. Ведь то, за что нам платят постоянно, воспринимается как скучная обязанность, а не любимое дело.
Гонорары за учебные достижения тоже, в принципе, возможны. Но именно за достижения: подготовку доклада для конференции, отнимавшую все свободное время в течение месяца, победу на соревнованиях, тоже достигнутую трудом и усердием.
Однако если выполняется работа, что называется, сверх нормы, то почему бы и нет? Скажем, в ситуации, когда ребенок вызвался полностью подготовить квартиру к приходу гостей и отлично с этим справился, то поощрение было бы очень уместным. Или, например, подросток вызвался вечером посидеть с младшим братом, чтобы родители могли сходить в кино, развлечься. Почему бы не оплатить его труд?