Если мама потерялась...Как научить ребенка что делать?
Действительно ситуация крайне неприятная, и, к сожалению, может произойти с каждым… Однажды во время школьных каникул я гостила вместе с мамой у московских родственников. Будучи на Кремлевской елке, на которую дети без родителей заходили с одной стороны, а выходили с другой, я потерялась. Не помню, как, но мы с мамой оказались на разных сторонах. Я долго ждала, плакала, сильно верила, что мама придет, искала ее… Что делать? Ищу жетон для проезда в метро, вспоминаю дорогу до дома, жду маму у какой-то соседки… Дождалась, но она почему-то отчитала меня... А что нужно было сделать в этой ситуации, чтобы мама нашлась быстрее, я не имела ни малейшего понятия. Замечу, что я была прилежной девочкой и мама моя очень любящая и ответственная…
Если ЭТО все-таки произошло, то хорошо бы, по крайней мере, сказать себе, что ребенок знает, как вести себя в подобной ситуации. Выражение «предупрежден, значит вооружен» очень актуально в данном случае. Что отличает взрослого от ребенка? Как минимум, это - возраст, жизненный опыт, а значит и количество переменных, на которые можно опираться, принимая решение в трудной или просто новой ситуации. Ребенку же в подобных случаях опереться практически не на что – жизненный опыт еще слишком мал. Поэтому задача родителей – расширить опыт детей, увеличить количество переменных, изменить ситуацию с новой на знакомую.
Как это сделать? Очень просто! На языке игры, сказки, рисунка поднять тему «мама потерялась», но это конечно не про вас. Попросите ребенка помочь советом персонажу, попавшему в такую неприятную ситуацию, а потом дайте ему представление о том, как нужно правильно вести себя в таком случае. В психологии это называется адаптивное копинг-поведение (сохранение самообладания, оптимизм, обращение). Обсудите на примере персонажа, который потерял свою маму следующие моменты:
- к кому обратиться
- как узнать, что это именно тот человек, к которому нужно обратиться
- почему не стоит обращаться к первому встречному
- что нужно сказать
- сообщить ФИО, возраст
- назвать взрослого человека, который был с ребенком (хорошо, если ребенок будет знать его ФИО)
- сообщить номер телефона этого человека (в идеале).
Замечательно, если, развивая сюжет, вы осветите варианты поведения в разных ситуациях (детский развлекательный центр, магазин, улица, аэропорт, транспорт и т.д.). Помогая некоему «потеряшке», ваш ребенок расширяет возможности собственного эмоционально-поведенческого реагирования, приобретает ощущение компетентности, повышает самооценку. Параллельно можно запустить процесс осознания того, почему это произошло, проговорив при этом правила поведения в общественных местах.
Конечно «потерявшуюся маму» нужно ждать и верить, что она обязательно найдется, но ведь можно ей помочь найтись быстрее! А когда мама нашлась, то она обязательно догадается о переживаниях своего ребенка и ПОЗАБОТИТСЯ о нем!