Эксперт утверждает, что всего лишь очередной ярлык, и, как и любой другой ярлык, он может смутить вашего ребенка "Существует одаренность, и одаренность", – говорит Лиз Перельстайн, основатель и президент School Choice International, консалтингового сервиса, помогающего семьям находить подходящие школы для своих одаренных детей.
Дети, получающие хорошие оценки за стандартные тесты, и тем самым, получающие возможность проходить ускоренную программу в школе, без сомнения подают надежды, говорит Перельстайн. Но скорее всего, они не являются одаренными.
Тем не менее, они могут удивиться тому, что им неожиданно предлагают специальную программу в школе – или, иногда переводят в специальную школу. "Я не вижу никакой причины, для наклейки на них этих ярлыков, – говори она. – Пусть они знают, что все дети имеют свои сильные и слабые стороны. Они сильны в обучении, и их родители вместе со школой хотят, чтобы они делали то, что для них сложно и интересно. Для них это является возможностью напрячь мозги, и возможностью находиться вместе с детьми, имеющими те же самые интересы – выбранный школой путь обслуживания их потребностей и интересов напоминает то, что школы делают для спортсменов и музыкантов".
Действительно одаренные дети, число которых составляет всего 2 процента от всей популяции, говорит Перельстайн, как правило, испытывают трудности большую часть своего детства, и для них действительно может оказаться благом, если их "состояние" будет названо. "Они, как правило, чувствуют себя другими, не такими как их сверстники, – говорит она. – У них другие интересы, им почти не о чем говорить со своими сверстниками, они часто испытают проблемы в социальных отношениях. Я думаю, что в данном случае, родители должны объяснить ребенку, что причина, по которой он чувствует себя другим, связана с его одаренностью, а не с тем, что с ним что-то не в порядке". Такое объяснение может быть чем-то вроде следующего: "Да, ты испытываешь трудности, ты страдаешь, и тебе плохо от этого. Но обратной стороной этого является то, что подобным тебе детям, как правило, становится лучше, когда вы становитесь старше, по сравнению с тем, как ты чувствуешь себя сейчас. Такие люди, как ты, изобретали великие вещи".
Перельстайн предлагает давать им книги об Эйнштейне, и других выдающихся ученых.
"Это не совсем навешивание ярлыков, потому что они ничего от этого не получат, – говорит она. – Скорее, это относится к облегчению их боли, так как дети оценивают себя, в основном, по своим сверстникам. Для них школа часто представляет собой трудное место, так как им не о чем говорить с другими детьми, и учителя часто обращаются с ними, как с источником раздражения".
Но шансы того, что такое объяснение будет ожидаемой, а не удивительной новостью для вашего ребенка, достаточно велики.
"Одаренные дети знают, что они отличаются от других с очень, очень раннего возраста, – говорит Перельстайн. – Одаренные дети задают вопросы, в то время как умные дети часто больше концентрируются на том, чтобы отвечать на вопросы. Одаренные дети имеют ненасытную тягу к знаниям. У них довольно рано появляется увлечение разными вещами, и желание знать о них все. Иногда родители не распознают эти признаки одаренности, но они проявляются довольно рано".