Недавно увидела свет новая книга педагога-новатора, основателя терапевтического сообщества для детей-сирот «Китеж» - «Техника безопасности для родителей детей нового времени». Книга написана живым, образным языком .Автор делится многолетним опытом работы с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дает мудрые советы, предлагая пути решения даже, казалось бы, из безвыходной ситуации. На примере развития своего сына показывает важность внимательного и бережного отношения к ребёнку на каждом этапе его жизни. Ведь душевные травмы, нанесенные в детстве, как вирусы в компьютерной программе, в последствии помешают свободно жить и развиваться. К вирусам относятся страх, обида, ощущение одиночества.
Семейные трагедии, разрыв с родителями, несправедливость, насилие, потеря отца и матери - всё это не посильно для осознания маленьким человечком и формирует негативный картину мира И если это не лечить сразу, то, следующий слой сознания закроет её сверху, оставляя капсулу боли, внутреннее дупло.
«Родители – главные защитники ребёнка, - пишет Дмитрий Морозов, - они же основное препятствие на пути его развития». Далее приводится пример: «Ваш сын уронил чашку. Это событие произошло в физическом мире, включило запрограммированные реакции вашем сознании. Как результат, вы его отругали или отшлёпали ( если у вас и без того было плохое настроение). Вы вступили во взаимодействие с ребёнком, не задумываясь, что в этот момент происходит в его сознании. Чего вы хотели достичь? Аккуратности, покоя? Может быть, в эти мгновения он делал великое открытие, постигая закон всемирного тяготения. Теперь, получив «эмоциональный удар», бросит развиваться и перескочит в плоскость эмоциональных реакций, которая закроет вопросы «Как?» и «Почему?», оставив память о боли и страхе». Воспитание ребёнка сопряжено с терпением и мудростью. С той мудростью, которая позволяет родителю видеть последствия своих действий.
Одна из главных мыслей: ребёнок приходит в мир со своей индивидуальной программой, которую он стремиться реализовать. И в задачи родителей не входит изменение этой программы на свою, «более правильную», которая задана нашей техногенной цивилизацией, жизненными приоритетами общества. И ориентирована больше на внешние, материальные формы,. чем на внутреннее содержание. Погоня за материальным благополучием уводит человека от своего «я» и оставляет где-то далеко его истинное предназначение : любить, радоваться и творить.
В книге важные тезисы обведены рамкой: осмысливайте, применяйте, преломив через собственный опыт и знания. Вот некоторые из них:
* Правило техники безопасности: указывая на допущенные ошибки, вы не должны давать ребёнку повода усомниться в том, что вы его любите.
* Если ребёнок боится высказывать вам свои претензии словами, то он сообщит о них надписями на стене, порезанной скатертью или сломанными цветами.
* Ребёнку необходимо чувствовать границы дозволенного. Он опирается на одобрение или порицание, как на стены. Бесконечное расширение границ вызовет страх.
*…Задача взрослого – быть достаточно чутким и терпеливым, чтобы улавливать постоянно меняющиеся потребности ребёнка, удовлетворять его любопытство и ставить достаточно много реальных препятствий, чтобы в развивающей личности не угасло желание к поиску.
* Если даже вы дарите подарки вашим детям, но забываете каждый день сообщать им простыми словами о том, что вы их любитe , то к 14-17 годам контакт с дорогими чадами будет потерян.
* Если вы хотите изменить ребёнка, вы должны быть готовы изменяться сами.
В последнее время наше общество переживает глубочайший кризис во всех областях жизни. Родители не знают, как воспитывать своих детей, а учителя нередко становятся в тупик, переставая понимать, чему и как можно учить школьников, когда жизнь успешно учит совершенно иным и далеко не лучшим ценностям. В тоже время всё большее число людей и среди родителей, и среди педагогов начинает понимать необходимость воспитания и обучения детей по-другому, с опорой на здравый смысл и интуицию.