СМИ понятие и функции Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Отличительные черты СМИ: - публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; - наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; - непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров; - однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; - непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, компьютерные сети. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информа¬ции (кассет, дискет, дисков, принтеров) СМИ обладают различными возможностями и силой воздейст¬вия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Изобретение и распространение в XIX—XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников». В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. Какие же политические задачи они решают в современном обществе? Функции СМИ: 1.Информационная. Распространите в обществе сведений, знаний в о различных сферах жизнедеятельности общества. 1) способ - вербальный (словесный); 2) способ – невербальный - мимика тела - диапазон речи - смех - язык этикета и поведения 2.Социализационная. Удовлетворение потребности в информаци, налаживание и расширение межличностных и групповых контактов. Она необходима для ориентации в мире социальных средств, задач. Усвоения социального опыта. Адаптация личности, сопричастность интересов, особенно к той группе членов, которые пользуются авторитетом. Превращение человека в сознательного члена общества, социум. 3.Регуляционная. Вырабатывает оптимальный механизм взаимодействия между субъектами общества: -гражданами -организациями -корпорациями -гражданской и политической властью. Главную роль играет право, традиции. 4.Контактная. Выводится из функции поделиться информацией, трансформировать информацию. 5.Политической манипуляции - скрытое управление политическим сознанием, поведением людей. Действовать или бездействовать вопреки собственному мнению. 6.Критики и контроля. Основано на авторитете общественного мнения. 7.Воспитательно-образовательная. Реализация через формирование, подбор, подачу информации на воспитательно-образовательные темы. Передачи детские, молодежные, по внешней политике. 8.Защита общества от власти. Информирование людей о незаконном поступках чиновничьего аппарата, защищать права простых людей. 9.Эмоциональной разрядки (шоу, концерты, опера, балет). 10.Утилитарная. Передачи типа "Смак", "Юный натуралист"